Кризис закончился. Это просто новая реальность

 

В отношении ситуации в автомобильном ретейле слово "кризис" можно уже не употреблять. Как такового кризиса больше нет — есть новая жизненная реальность, заключающаяся в очень низких темпах развития экономики (ввиду внешних и внутренних факторов), падении реальных доходов населения, безостановочном росте цен и дисбалансе разных сфер производства.
Все это, в том числе и автопром, с тем или иным успехом государство, как на аппарате искусственного дыхания, пытается поддержать разными стимулирующими программами.
На сегодняшний момент никаких драйверов роста экономики, а следовательно, и авторынка даже в среднесрочной перспективе никто из участников отрасли не видит. Большинство игроков открыто говорят о том, что просто пытаются приспособиться к новым условиям работы.
Главная причина текущего положения дел на авторынке — состояние реальных доходов населения. Проще говоря, у людей на дорогостоящие покупки нет денег.
По итогам 2018 года средняя цена нового автомобиля в России достигла 1,43 млн рублей при средней зарплате около 40 тыс. рублей. То есть годовой доход россиянина в 3 раза уступает средней цене нового автомобиля.
При таком положении дел говорить о каком бы то ни было заметном росте авторынка бессмысленно. Глава ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Олег Мосеев прямо говорит о том, что при текущем положении дел показатель около 2 млн проданных новых машин — реальность российского авторынка на ближайшие годы.
Инфляцию остановить не удается, при этом отложенный спрос почти полностью исчерпался, а требования к заемщикам ужесточились. Фактически сегодняшнее состояние автомобильного рынка скатилось к тому, что единственной массовой новой машиной, которую может позволить себе среднестатистический россиянин (если говорить в масштабах всей страны, а не только городов–миллионников), является Lada или самый доступный импортный "бюджетник". Собственно, статистика продаж это наглядно подтверждает.
Единственной частью автобизнеса, где наблюдается хоть какая–то стабильность, является вторичный рынок. Для большей части населения России это единственная возможность купить автомобиль за 200–400 тыс. рублей, что и происходит.
Как следствие, многие розничные игроки перестраивают свою стратегию развития, полностью уходя в сегмент trade–in.
Что касается мер по улучшению дел в отрасли, то все они лежат в области развития экономики страны в целом. Авторынок — это не отдельная среда, а одна из самых показательных составляющих уровня жизни населения. Так что единственным драйвером развития отрасли является ощутимый рост реальных доходов населения.
Все остальные механизмы, которые включают государство и игроки бизнеса, способны лишь удерживать текущее положение дел.
И, судя по планам правительства и его прогнозам роста ВВП на уровне 1,5% в год, такое состояние нам предстоит наблюдать в ближайшие 5 лет.
Илья Огородников, экономист, главный редактор издания "Движок"