Большие деньги. Зачем Apple онлайн-кинотеатр и почему он не будет популярен в России

Автор фото: flickr.com/Mark Mathosian
Автор фото: flickr.com/Mark Mathosian
Apple на презентации 25 марта показала глобальное обновление своих платных медиасервисов, призванных компенсировать падение выручки от продаж ее основного продукта — iPhone. Корпорация анонсировала новостной сервис Apple News+ с подпиской на сотни изданий, подписку на новые игры в App Store под названием Apple Arcade, банковскую карту с кэшбэком Apple Card и обновление стримингового сервиса Apple TV. Последний будет запущен только осенью, именно онлайн-кинотеатр с оригинальным контентом от Apple призван вывести корпорацию в число лидеров стремительно растущего мирового рынка видеосервисов.
Сейчас в мире оформлено 613 млн подписок на интернет-платформы, что на 27% больше, чем в 2017 году, по данным MPAA. По этому показателю сервисы впервые обогнали кабельное телевидение — у них суммарно 556 млн подписок. Траты на интернет-подписки выросли за год на 34%. Условная потенциальная аудитория Apple — больше 1 млрд подписок, именно столько устройств корпорации (1,4 млрд) работает по всему миру по данным на январь 2019 года. По оценкам агентства Wedbush Securities, в ближайшее пятилетие стриминговый сервис Apple может достигнуть 100 млн подписок, а его выручка — до $10 млрд в год.
В России онлайн-кинотеатр Apple и фильмы корпорации из Купертино вряд ли станут востребованным контентом. Пока в нашей стране недоступно даже приложение Apple TV, к тому же, как заявлял в конце прошлого года глава компании Тим Кук, Россия остается "слабым рынком" для продукции Apple. Вероятно, корпорация пойдет по пути своего главного конкурента, Netflix, который свой видеосервис в России локализовал очень условно. В таком случае россиян ожидает достаточно высокая цена подписки, отсутствие контента, и на русском языке в частности. Впрочем, рынок российских онлайн-кинотеатров успешно развивается уже несколько лет, и свои продукты по рекламной модели или подписке могут предложить около десятка видеосервисов.
Главным событием на презентации медиасервисов Apple стала демонстрация обновления приложения Apple TV, а также анонс онлайн-кинотеатра Apple TV+ с оригинальным контентом корпорации. Сервис будет доступен с осени в десяти, а затем и в более чем ста странах по всему миру. Apple не раскрыла стоимости подписки на сервисы и не упомянула о появлении пакетного предложения по аналогии с продуктами Netflix, Amazon, Disney и YouTube.
В обновленном Apple TV появятся вкладки для фильмов, спортивных трансляций, телешоу и детского контента. Кроме того, из приложения Apple можно будет купить подписку на телеканалы Showtime, MTV Hits или HBO. Одно из ключевых обновлений приложения Apple TV связано с его выходом на платформы Smart TV и на macOS в качестве системного приложения: весной оно появится на телевизорах Samsung, а в будущем — также и на LG, Sony, Vizio и платформах Amazon Fire TV. Также в Apple заверили, что новая версия Apple TV будет анализировать, какой контент предпочитает пользователь, и на основе этого предлагать рекомендации фильмов.
Конкурировать с Netflix, Hulu и Amazon корпорация намерена за счет продвижения онлайн-кинотеатра Apple TV+. Как будет выглядеть сервис и сколько стоить, пока неизвестно. The New York Times писало, что компания вложила в производство оригинального контента $2 — в 10 раз меньше бюджета Netflix в 2018 году (в 2019 году он заявлен на уровне $15 млрд). Аудитория Netflix в США составляет около 60 млн подписчиков, 25 млн у Hulu, бонусная подписка Amazon Prime оформлена у 97 млн пользователей, но не все из них активно пользуются видеосервисом.
Примечательно, что во время презентации Apple не показала трейлеры ни одного из своих проектов, только общую нарезку с короткими кадрами из разных шоу и фильмов. О фильмах и сериалах сервиса со сцены рассказали актеры и режиссеры, которые над ним работали. В том числе Стивен Спилберг, Риз Уизерспун, Стив Каррэлл и Джейсон Момоа.
В частности, на презентации были анонсированы два документальных фильма и шоу от Опры Уинфри, сериал звезды "Кремниевой долины" Кумэйла Нанджиани "Мечта иммигранта". Риз Уизерспун и Дженнифер Энистон представили сериал “Утреннее шоу”, Джейсон Момоа рассказал про эпическую антиутопию о мире, где люди потеряли зрение из-за вируса “Смотри”. Также на сервисе покажут сериал про музыкальный Нью-Йорк, спродюсированный Джей Джей Абрамсом; триллер "Ты спишь?" с Октавией Спенсер и звездой "Во все тяжкие" Аароном Полом. Всего корпорация анонсировала около двух десятков фильмов и сериалов с участием звезд.
Между тем, как отмечали аналитики издания Recode, Apple сделает ставку на доход от подписок и фильмов крупных студий, а не на собственные шоу и фильмы. Они выступят, скорее, как часть рекламной кампании и бонусный контент к основному продукту. Apple, таким образом, намерена диверсифицировать бизнес на фоне падения выручки от продаж смартфонов. В 2016 году она упала впервые за 13 лет, за последние 2 года продажи iPhone дважды показывали падение, а с 2019 года Тим Кук объявил, что в финансовых отчетах не будут раскрывать данные по продажам гаджетов в штуках, напоминает vc.ru. Выручка Apple от медиасервисов, между тем, растет четвертый год подряд и по итогам 2018 года составила почти $40 млрд, или 15% от общей выручки

Дорогие и "беззубые"

Россия, вероятно, попадет в число 100 стран, где запустится онлайн-кинотеатр Apple, однако вряд ли этот сервис сможет составить конкуренцию местным игрокам на уже сформировавшемся рынке. По данным агентства "ТМТ Консалтинг", доходы всего российского рынка онлайн-кинотеатров от рекламы в 2018 году выросли на 12,5%, до 3,6 млрд рублей, а от пользовательских платежей — на 75,6%, до 7,9 млрд рублей.
По оценке J’son & Partners Consulting, общая выручка рынка легальных видеосервисов в России в 2018 году составила 24,86 млрд. рублей без НДС. В частности, выручка онлайн-кинотеатра ivi за год выросла на 62%, до 3,9 млрд рублей, а работающего по подписке Okko на 81%, до 2,5 млрд рублей. Аудитория этих видеосервисов составила 43 млн и 1,83 млн пользователей.
Россия войдет в список стран первой волны запуска сервиса, судя по тому, что на презентацию приглашали российских журналистов, отмечает CEO стартапа "Киноголик" (абонементы в кинотеатры) Святослав Денисенко. По его словам, российские пользователи онлайн-кинотеатров привыкли получать доступ к очень большому списку фильмов и сериалов за небольшие деньги. "Сомнительно, что Apple сможет предложить столь же обширный объем контента. А без этого успех "яблочного" онлайн-кинотеатра в России остаётся под вопросом", — считает он.
Переход публики из других стриминговых сервисов большей частью зависит от ценообразования, контента и его качества, напоминает глава "Киноголика". "Есть опасения, что несмотря на достаточно большой размер бюджета на производство, большинство сериалов, разрабатываемых для Apple, обещают быть максимально "беззубыми", рассчитанными на семейную аудиторию. А зрителям, привыкшим к смелым экспериментам Netflix и HBO, этого может оказаться недостаточно", — прогнозирует Денисенко.
В онлайн-кинотеатре Tvzavr, между тем, отмечают, что запуск сервиса Apple в России будет зависеть от того, какой контент компания предложит российским зрителям. Если кроме уникального контента у них в подписке будут и мейджеры, и российские фильмы, и сериалы, то, конечно, сервис может стать весомым конкурентом на отечественном рынке в премиальном сегменте. В премиальном, потому что стоимость подписки в таком случае будет явно выше средней стоимости подписки у российский легальных видеосервисов. У Netflix сейчас подписка около $10. У Apple TV она, скорей всего, будет либо такой же, либо даже выше. Для сравнения: стоимость подписки на tvzavr — 249 рублей, поясняет Даниил Саверский, директор по развитию и маркетингу Tvzavr. Для российского зрителя, конечно, важна уникальность контента и рекомендательная система, а также цена, которая будет адекватной, подчеркивает он.