Скоростная субсидия. Банки опасаются, что выделенных на автокредитование денег хватит ненадолго

Автор фото: Сергей Ермохин

Выделенные Минпромторгом на поддержку рынка автокредитования 3 млрд рублей банки потратят за пару месяцев

О возобновлении программы субсидирования автокредитования участники рынка узнали из СМИ: за неделю до старта программы пресс–служба президента опубликовала протокол рабочей встречи главы государства с главой Минпромторга. На дату запуска программы — 1 марта текущего года — о своем участии в ней заявили лишь несколько банков — Русфинанс Банк, ЮниКредит Банк, Совкомбанк, Сетелем Банк (дочерний банк Сбербанка и "БНП Париба") и ВТБ. К середине марта к программе подключился еще ряд региональных банков (Балтинвестбанк, РНКБ), а также так называемые кэптивные банки, связанные с автопроизводителями, — Фольксваген Банк РУС и РН–Банк (работает в интересах альянса Renault–Nissan–Mitsubishi). Перечисленные банки занимают две трети рынка автокредитования, по оценкам "Эксперт РА".
Опрошенные "ДП" банкиры, специализирующиеся на рынке автокредитования, считают, что ограниченное количество участников рынка объясняется сокращением лимита финансирования в 3 раза по сравнению с прошлым годом, до 3 млрд рублей. Выделенных денег едва хватит до мая, а при таких объемах участие в программе рентабельно не для всех. Кроме того, включение в программу потребует времени, которого в обозначенных сроках уже не остается.
Минпромторг запустил программы поддержки отечественного автопрома "Семейный кредит" и "Первый автомобиль": по их условиям, при покупке автомобиля в кредит предоставляется скидка 10% от стоимости машины. Условия программ по сравнению с действовавшими в прошлом году ужесточены: льготы распространяются только на автомобили, произведенные в 2019 году. Максимальная цена автомобиля снижена с 1,45 млн до 1 млн рублей, что существенно ограничивает выбор до одной–трех моделей у каждого производителя.
Например, у Ford в льготном списке остаются Focus и Fiesta, у KIA — седан Rio, у Nissan — Terrano, у Volkswagen — Polo, у Skoda — Rapid.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в прошлом году в кредит было продано 801,3 тыс. автомобилей, что на 10,7% больше по сравнению с 2017 годом.

Кредиты сокращаются

В прошлом году поддержку автокредитованию оказали программы льготного кредитования, действовавшие в первом полугодии.
"Несмотря на то что в 2018 году автокредитование выросло и вернулось на докризисные уровни 2014 года, второе полугодие показало стагнацию данного сегмента, когда впервые за несколько лет доля кредитных автомобилей в структуре продаж упала ниже 50%, до 47,5%", — комментирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин.
С учетом финансирования в объеме 9 млрд рублей и скидки 10% на максимальную стоимость автомобиля 1,45 млн рублей в 2018 году всего могло быть приобретено минимум 62 тыс. автомобилей. В 2019 году с учетом финансирования 3 млрд рублей и ограничением по стоимости 1 млн рублей это количество превысит 30 тыс. автомобилей.

Поддержать рынок

Участники рынка, сетуя на недостаточность объемов господдержки, тем не менее считают, что без нее продажи автомобилей, а следовательно, и портфели по автокредитам столкнулись бы с серьезным давлением. Из–за изменения ставки НДС до 20% автопроизводители повысили стоимость автомобилей. Плюс банки повышают ставки по автокредитам из–за повышения в прошлом году ключевой ставки Банком России.
По оценке "Эксперт РА", по итогам 2019 года портфель автокредитов вырастет на 5–7% (против роста на 15% в 2018 году). В качестве причин эксперты указывают на ожидаемое снижение темпов роста продаж из–за обесценивания рубля и повышения НДС.
"По предварительным оценкам, выделенный лимит будет освоен за 1,5–2 месяца", — говорит Ольга Михайловская, коммерческий директор региона "Санкт–Петербург Юг" ЮниКредит Банка. По ее мнению, программа скорее нацелена на поддержание целевого сегмента клиентов, чем на увеличение спроса.
"Доля автокредитов с субсидиями в портфеле банка в Петербурге не является значительной", — отметила Михайловская.
"Рост цен на автомобили давит на продажи, и это основная причина поддержки производителей. При этом увеличение ставок по автокредитам не оказывает значительное влияние на уровень спроса", — отмечает Алексей Сигов, заместитель председателя правления Заубер Банка.
"Учитывая тренд на рост цен на автомобили, а также ограничение по стоимости авто до 1 млн рублей, доля выданных кредитов по госпрограммам будет находиться на уровне 35–40% от общего объема продаж", — считают эксперты банка "Уралсиб".
По данным Объединенного кредитного бюро, в прошлом году на автокредиты пришлось 18% общего объема выданных кредитов. Поэтому просто так с рынка без борьбы за клиента банки не уйдут.
В целом по рынку Петербурга доля кредитов по госпрограмме у разных банков составляет от 30 до 50%. Роста ставок мы не наблюдаем, поскольку идет снижение максимальной ставки полной стоимости кредита, что в принципе не позволяет поднимать ставки. Объемы продаж по первым 2 месяцам с начала года несущественно сократились, поэтому основная причина возобновления программы, на наш взгляд, — поддержка отечественного автопрома из–за ожидаемого роста цен и, как следствие, падения покупательского спроса на фоне сокращения доходов.
Елена Кондратюк
председатель правления Балтинвестбанка
О достаточности 3 млрд рублей, выделенных в этом году Минпромторгом в рамках господдержки, судить сложно. Но совершенно точно, что программа будет пользоваться таким же высоким спросом, что и в прошлом году. Возобновления господдержки ждали еще с начала года. У большинства банков программа занимала в портфеле новых выданных розничных автокредитов до 30%. Уменьшение максимальной стоимости автомобиля до 1 млн рублей позволит сконцентрировать поддержку производителей на наиболее массовом сегменте. В перечень подходящих под условия программы в этом году не вошли марки Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Toyota, а также востребованные модели Nissan X–Trail, Qashqai, Almera, Ford Kuga, Transit.
Виктория Антонова
руководитель бизнеса автокредитования банка «Санкт–Петербург»