Xiaomi начала экспансию в России с бюджетника-блокбастера и 100 магазинов

Xiaomi презентовала в России ажиотажный бюджетник своей "дочки" Redmi и пообещала выйти из "серой зоны" продаж, открыв за год 100 магазинов. Это очередная попытка Xiaomi увеличить свою долю на российском рынке, где она по-прежнему уступает Huawei-Honor и далека от Samsung. Ретейлеры, между тем, не ожидают небывалого спроса на "бюджетные iPhone"

В Москве 21 марта впервые прошла презентация смартфонов Redmi – суббренда Xiaomi, снова официально заявившей о своем присутствии на российском рынке. На этот раз Xiaomi привезла нашумевший смартфон бюджетного сегмента - Redmi Note 7. В компании также заявили, что намерены за год открыть по всей стране около 100 официальных магазинов. Китайский бренд в России пока четвертый-пятый по продажам и ретейлеры не верят, что ситуация кардинально изменится.

Приоритетный рынок

Redmi Note 7 еще до старта продаж и на фоне анонса "самого мощного флагмана" Xiaomi Mi9 собрал положительные отзывы аналитиков – компания представила, в своем роде, "Nokia 3310 среди смартфонов" – "неубиваемый" телефон, с большим экраном, аккумулятором и экзотической двойной тыльной камерой 48 Мп по цене $141 (Индия) - $300 (ЕС и Россия), правда без NFС-чипа. С начала продаж в Китае 10 января и продвижения в Индию и Европу продано уже более 3 млн смартфонов. По прогнозам Xiaomi, к концу марта будет продано 4 млн Redmi Note 7, отчасти за счет выхода в Евразию.
Как рассказал "Коммерсанту" представитель бренда, в 2019 году планируется запустить 100 точек продаж, это будут как монобрендовые магазины, так и мультибрендовые с фокусом на собственной марке. Конкурент-соотечественник, Huawei, собирается открыть 150-200 монобрендовых салонов в ближайшие два года. Сейчас у Xiaomi в России работают 30 магазинов и 29 "островков" в торговых центрах. При этом, значительная часть отгрузок этих смартфонов в РФ приходится на китайские интернет-магазины и "серый рынок". Показателен февральский инцидент на таможне, где задержали две партии смартфонов Xiaomi на сумму 340 млн руб., которые проходили по декларации под российским брендом Inoi.
Xiaomi официально вышла в Россию осенью 2016 года, в марте 2017 года ООО "Смарт оранж" получило статус представителя правообладателя бренда Beijing Xiaomi Technology Co., Ltd . На тот момент доля официальных Xiaomi на рынке РФ оценивалась в диапазоне 0,3%-0,7%. Ввоз устройств Xiaomi за два года увеличился в 7,2 раза до 2,3 млн штук. По итогам 2018 года этот китайский бренд стал четвертым на рынке с долей 14%, говорилось в отчете IDC Россия. Первое место по отгрузкам сохранила Samsung с долей 26%, второе место заняли Huawei вместе со своим брендом Honor, доля которых в совокупности составила 21%. На третьем месте Apple с долей 16%.
Всего, по данным "Связного", в 2018 году на российском рынке было продано около 2,3 млн смартфонов Xiaomi на 26,1 млрд рублей. Для сравнения, суммарные продажи смартфонов этот год составили около 29,6 млн штук на сумму более 465 млрд руб., что превысило показатели 2017 года на 2,5% и 20% соответственно. По оценкам ретейлеров, Xiaomi занимает пятое место в штучных продажах после Samsung, Apple, Honor и Huawei.
Доля Xiaomi в России растет, по крайней мере в официальных продажах, медленнее, чем в мире. Компания была основана в 2010 году и за 4 года вышла на третье место в мире по отгрузкам. После спада и падения продаж она снова набрала обороты и к концу 2017 года Xiaomi закрепилась в мировом топ-5 и стала самым популярным смартфоном в Индии, обойдя Samsung. По итогам прошлого года ее продажи выросли на 52,6% (весь рынок смартфонов– на 0,1%), до $26 млрд, из которых 60% пришлись на Китай. В странах Западной Европы за год продажи выросли на 415%, очередным большим рынком сбыта, по всей видимости, должна стать и Россия. "Российский рынок является для нас одним из приоритетных и мы пытаемся предоставить нашим пользователям максимальное количество наших продуктов", - заверил на презентации в Москве региональный директор Xiaomi по России и СНГ, Томми Лиу.

Конкуренты и репутация

Крупнейшие российские ретейлеры и операторы пока скептично смотрят на амбициозные планы Xiaomi по экспансии на российском рынке. Большинство моделей этого китайского бренда представлены в среднем ценовом сегменте, в этой нише сейчас происходит мощная конкуренция между Huawei/Honor и Samsung, отмечают в МТС. «Новый модельный ряд 2019 года от лидеров рынка получился крайне интересным с точки зрения стоимости и характеристик. Поэтому ожидать, что Redmi Note 7 кардинально поменяет позиции Xiaomi на российском рынке, не стоит», - отмечает представитель оператора.
Модель может стать хитом, если хорошей альтернативой с аналогичными исходными характеристиками не ответят конкуренты, например, Honor, подтверждают в «Юлмарте». «Говорить о масштабной экспансии бренда Xiaomi пока преждевременно, потому что у них нет масштабного представительства в России», - уверен Роман Варивода, руководитель продуктовой линии «Телеком» в «Юлмарте». Китайские бренды, включая Xiaomi, - самые быстрорастущие на телеком-рынке, по итогам 2018 года продажи Xiaomi выросли на 75% в деньгах и почти вдвое в штуках, быстрее росли только Huawei и Honor, напоминают в «М.Видео-Эльдорадо»
«Сильная сторона игроков из Китая – регулярное обновление линейки, быстрое внедрение новых технологий, широкий ассортимент в разных ценовых сегментах. Это позволяет им так интенсивно развиваться на российском рынке. Но некоторым из них по-прежнему приходится бороться за доверие потребителей. В январе 2019 года лидером на рынке смартфонов в штуках стал Honor, Xiaomi занимает пятую строчку», - констатирует ретейлер
Семён Пичугин, директор макрорегиона "Северо-Запад" объединённой компании «Связной-Евросеть» причин для ажиотажного спроса на Xiaomi не видит, но признает «хорошие перспективы бренда». Говоря о продажах через китайские интернет-магазины, Пичугин отмечает, что в основном через AliExpress покупают мелкие недорогие вещи, по большей части аксессуары. «Российские покупатели предпочитают гарантию, скорость доставки, возможность пощупать товар перед покупкой. Поэтому главным каналом бренда он вряд ли станет», - считает представитель «Связной-Евросеть».

Тренды задают люди

Не говорят в пользу взрывного роста и фактические продажи смартфонов Xiaomi, в частности, в Петербурге и СЗФО: в розничной сети МТС они «пользуются умеренным спросом», в «Юлмарте» доля бренда составляет около 20% в деньгах, а штуках — 18%. В «М.Видео-Эльдорадо» отмечают, что в СЗФО позиции Xiaomi крепче, чем в других округах: бренд занимает четвёртое место в деньгах и штуках после Honor, Apple и Samsung. При этом динамика роста продаж Xiaomi в 2019 году замедлилась.
В Tele2 Xiaomi битву с Honor проиграла: по данным за январь 2019 года в топ-10 вошли 5 моделей Honor, а Xiaomi заняла вторую по полярности позицию с моделью Redmi 6A. Год назад первая десятка лидеров выглядела иначе: самыми популярными были телефоны Apple и Samsung, модели Honor отсутствовали в топе рейтинга, китайские бренды представляли телефоны Xiaomi. Среди новых смартфонов клиентов Tele2 доля 23% принадлежит Samsung, доля Huawei и Honor – 17%, Xiaomi – 15%. Apple заняла долю в 12%. Год назад лидерами были Sumsung и Apple, а суммарная доля крупных китайских вендоров (Xiaomi, Huawei, Lenovo, ZTE) составляла 23%. «Интересно, что мужчины чаще выбирают бренд Xiaomi, в частности модели: Xiaomi Mi Max3, Xiaomi Pocophone F1 и Xiaomi Mi 8»,- отмечает представитель оператора
В «Связном-Евросети» по итогам января-февраля 2019 года доля Xiaomi составила 7,3% в количестве и 7,5% в выручке, однако к прошлому году прирост доли составил 79% как в штуках, так и в деньгах. «По большому счету хитом может стать почти каждая новая модель – всё зависит насколько производитель угадал потребности и пожелания покупателей. Тренды задают люди», - резюмирует топ—менеджер группы «Связной-Евросеть».