Они вам еще покажут. Операторы связи могут стать ключевыми игроками рынка платного ТВ

Автор фото: Photoxpress

Операторы связи могут стать ключевыми игроками рынка платного ТВ после отключения аналогового вещания, полагают аналитики.

Рынок мобильного ТВ окончательно сформировался в России к началу 2019 года. Вместо традиционного линейного вещания операторы сотовой связи делают ставку на мультиплатформенность (возможность просмотра контента на разных устройствах — от телевизора до телефона) и разнообразие контента. В целом рынок платного ТВ в 2018 году, по оценке компании "ТМТ–Консалтинг", составил 93,9 млрд рублей (в позапрошлом году — 84,2 млрд), а среднемесячный счет абонента вырос на 11 рублей, до 178 рублей.
Доля именно операторского вещания пока невелика, но аналитики уверены, что такие сервисы перспективны в нише интерактивного онлайн–телевещания (IPTV). В то время как число абонентов сотовой связи уже почти не растет, рынок онлайн–видео, по оценке ИАА TelecomDaily, увеличивается примерно на 35–40% в год.
В этом контексте показательно, что число абонентов кабельного вещания регулярно сокращается (на 0,1% в 2018 году), но доля цифровых абонентов на всем рынке платного ТВ выросла до 73%. При этом значительно растет интерес абонентов к IPTV — на 10% в 2018 году, на 13,5% годом ранее.

Незаметная разница

Последним на рынок мультиплатформенного телевидения вышел "ВымпелКом", запустив в феврале обновленную версию "Билайн ТВ". На презентации проекта руководители компании рассказали, что платформа объединит в себе контент как от онлайн–кинотеатров, так и от телекомпаний. Сам сервис в "Билайне" называют антиоператорским, поскольку пользоваться им смогут абоненты любых провайдеров.
По мнению генерального директора универсального оператора связи "Обит" Андрея Гука, подобные сервисы не принесут оператору значительной прибыли, поскольку они заведомо ограничивают круг своих пользователей. "Даже если вы называете свой сервис антиоператорским, все равно в его названии уже указан бренд. Вряд ли кто–то будет ломать голову и, обладая сим–картой одного оператора, пользоваться услугами другого", — размышляет руководитель компании.
Впрочем, практика иногда говорит об обратном. Наиболее успешный мобильный телепроект — "МегаФон ТВ" — также позволяет пользоваться своими услугами абонентам других сетей. В компании сообщили "ДП", что доля абонентов других операторов, использующих сервис "МегаФона", превышает 10%. При этом общее количество пользователей проекта, по данным на конец III квартала 2018 года, превысило 1 млн человек.
"Каждому клиенту удобнее получать комплекс различных услуг от одного бренда, в единой экосистеме. Наши клиенты отмечают также удобство интерфейса, хороший выбор контента. А посуточная тарификация позволяет оптимизировать расходы на контент, что также ценят наши пользователи", — рассказывают в пресс–службе "МегаФона".
МТС, в свою очередь, предоставляют услуги доступа к видеоконтенту фактически во всех форматах: фиксированное домашнее ТВ, мобильные сервисы с интеграцией онлайн–кинотеатров, спутниковое вещание, а также доступ к ОТТ–платформам (интернет–технология, которая позволяет передавать видеоконтент без взаимосвязи с провайдером).
"Практически по всем видам ТВ–продуктов мы предлагаем конвергентные решения с мобильными или ШПД–сервисами МТС, что позволяет пользователю существенно (до 50%) экономить на услугах связи и доступа в целом", — пояснили в пресс–службе МТС.
Помимо мультиплатформенного ТВ некоторые операторы конкурируют на стагнирующем рынке кабельного вещания. Тем не менее "ЭР–Телеком", по данным "ТМТ–Консалтинг", нарастил свою абонентскую базу на 407 тыс. человек за счет сделок слияния и поглощения.
"Ростелеком" также вырос почти на 400 тыс. клиентов, но в основном за счет IPTV, а число абонентов его кабельного ТВ продолжает сокращаться. По статистике самого "Ростелекома", общая абонентская база — 10,2 млн домохозяйств, из них 5,2 млн подключили "Интерактивное ТВ", а выручка в сегменте платного ТВ и продаж видеоконтента по итогам года выросла на 26%, до 34,5 млрд рублей.

И не друг, и не враг

Фактически основными конкурентами операторских сервисов стали онлайн–кинотеатры. Однако это не помешало им наладить партнерские отношения.
Аналитики рынка подчеркивают, что онлайн–кинотеатрам экономически целесообразно развивать совместные программы с сотовыми операторами, поскольку они могут переложить большую часть затрат на маркетинг на плечи "связистов". Таким образом они получают новых абонентов, привлекая клиентов за счет оператора.
"Пускай сами клиенты считают, что пользуются именно сервисом оператора. Свою прибыль от продвижения под другим брендом онлайн–кинотеатры все равно получают, — считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. — Тот же Netflix на Западе продвигает исключительно свой бренд, а у его конкурентов просто нет выбора. Им не сравниться с Netflix в бюджете на производство контента и на продвижение, поэтому приходится добирать абонентов у операторов связи".
"Операторы, в свою очередь, заинтересованы уже в некоем готовом продукте, — продолжает мысль аналитик iKS–Consulting Максим Савватин. — Зачем разрабатывать что–то, если можно запартнериться и предложить своим клиентам уже рабочее решение, просто поделив прибыль с онлайн–кинотеатрами. Это также решает для операторов часть сложных вопросов с правообладателями".
В МТС среди преимуществ платного ТВ в сравнении с онлайн–кинотеатрами выделяют более разнообразный контент и менее высокую стоимость доступа к таким сервисам, а также возможность записи программы.
"При этом мы считаем, что интеграция онлайн–кинотеатров создает взаимные преимущества — дает возможность пользователю смотреть и продукт в канальных сетях, и контент по запросу", — говорят в МТС.
От подобных партнерских программ выигрывают и сами абоненты. Операторы связи предлагают специальные пакеты услуг, в рамках которых получить подписку на онлайн–кинотеатр значительно выгоднее. К тому же ряду клиентов может быть удобно оплачивать эти сервисы в рамках одного счета.
Аналитики рынка полагают, что передел рынка платного ТВ может начаться уже в 2019 году, после отключения аналогового вещания. По словам некоторых из них, исходя из российской модели медиапотребления понятно, что в перспективе наиболее востребованным останется эфирное вещание, а точнее — два бесплатных цифровых мультиплекса.
Эльдар Муртазин считает, что в таких условиях традиционному кабельному ТВ придется меняться и тратить больше денег на производство уникального контента, которого не будет в эфирном вещании.
"Конкуренция будет строиться немного иначе: у кого будет больше своего контента или возможности его купить, тот и выиграет. Преимущество получат студии и телеканалы, которые производят собственный продукт, такие как "ТНТ–Премьер". И велика вероятность, что именно операторы со своими финансовыми ресурсами и крупной абонентской базой получат большой кусок пирога", — заключает эксперт.