Глупая остановка. Цифровой павильон на Невском проспекте оказался демоверсией

Автор фото: Сергей Ермохин
В Петербурге закончилась маленькая эпоха. 12 марта начали разбирать умную остановку, которая 3 года украшала Гостиный Двор. Этот перформанс глубоко символичен, ведь разворачивается как раз в тот золотой момент, когда во всех высоких кабинетах только и разговоров, что о цифровизации.
"Четвертая технологическая революция — цифровизация — будет развиваться, начиная с Петербурга. Здесь есть абсолютно уникальные ресурсы: и люди, и высокий уровень интеллекта, и знания", — обещал в сентябре на круглом столе "ДП" тогдашний глава комитета по стратегическому планированию Иван Филиппов.
Прошло полгода. Революционный результат можно наблюдать в режиме реального времени. Как говорят, разбирать умную остановку на Невском проспекте будут до конца марта. А после она отправится в Крым — туда, откуда и пришла к нам вместе с ООО "Городские инновации", в качестве эксперимента вложившим в 2016 году 5 млн рублей и подарившим городу возможность хвалиться отдельно взятой инновацией хотя бы на время ЧМ по футболу.
"Это была тестовая остановка, она простояла то время, которое планировалось, — объясняют в пресс–службе СПб ГКУ "Организатор перевозок". — А сейчас в связи с окончанием срока этого тестового периода ее убирают".
Впрочем, инвестор был явно доволен экспериментом и готов построить в городе не менее 100 таких павильонов. Но вмешался административный фактор. Чтобы окупать построенные за свой счет остановки, планировалось зарабатывать на наружной рекламе, а для этого нужно пройти через конкурс, где правила игры совсем другие, нежели в родном Крыму. Чтобы участвовать, нужно взять в работу лот целиком, то есть не только умные остановки, но и сотню–другую "глупых" рекламных конструкций. Потянуть такой проект молодая компания не смогла.
"В Новосибирске каждую неделю проходит совещание с заместителем мэра, который отслеживает движение проекта. С Волгоградом мы уже работаем дистанционно. А в Петербурге я живу целый год, и мы там же, где и были", — жаловался гендиректор инвестора Антон Червинский. Для сравнения: в Крыму у "Городских инноваций" есть уже 45 остановочных павильонов в четырех городах, и везде бизнес работает.
Итог известен. Смольный пообещал, что справится самостоятельно, и в городе начали появляться альтернативные "умные табло" с солнечными батареями. Но пока что вместо данных о прибывающем транспорте там значится лишь следующая информация: "строка–1", "строка–2", "строка–3", "строка–4".
"Город год назад сказал, что будет сам все обслуживать, при этом за это время ничего не сделали, ни одного человека на работу не взяли, контракты не заключили, потратили деньги на новые табло и ничего сделать с ними не могут", — негодует Роман Моисеев, генеральный директор компании "Синертэк" (именно она производила табло для остановки на Невском). По его словам, раньше город вникал и разбирался в том, какие технологии есть на рынке. Но после большого конкурса в комитете по печати, видимо, что–то переменилось.
"Все знают, что цифровизация нужна, но никто не знает зачем. Из–за этого процесс выхолащивается в последовательность демонстративных акций, которые создают иллюзию деятельности, — говорит Игорь Рождественский, генеральный директор консалтинговой компании Martal SPb. — Успешный проект по цифровизации возникает, когда возникает экономика, связанная с ним. Вспомните, как развивалась технология PayPass. Народ долго переучивался, но потом ретейлеры осознали, что это резко ускоряет процессинг каждого клиента, и технология взлетела".
В общем, афоризм Билла Гейтса о том, что автоматизация эффективной системы повышает ее эффективность, ну а если пытаться автоматизировать бардак, получится только бардак, для нас актуальности не теряет.
Кстати, в Париже первые информационные табло, уведомлявшие горожан о времени прибытия транспорта, появились еще в 1996 году. Если взять умные остановки за индикатор, то получится, что в процессе цифровизации европейский город Петербург отстает на два десятка лет.