Механика продаж

Автор фото: Александр Демьянчук/ТАСС

 

Почти 7 лет назад Андрей Аршавин произнес сразу же ставшую знаменитой фразу: "Ваши ожидания — это ваши проблемы". О ней очень уместно вспомнить после поражения "Зенита" со счетом 1:3 от испанского "Вильярреала" в первом матче 1/8 финала Лиги Европы. Этот текст вы будете читать, уже зная победителя двухматчевого противостояния. Автор статьи пока не в курсе дела, но с высокой долей вероятности предполагаю, что не ошибусь, давая не более 3% вероятности выхода "Зенита" в четвертьфинал.
Болельщики "Зенита" и даже некоторые игроки клуба были очень довольны жеребьевкой, потому что играть предстояло с командой, идущей на 18–м месте в чемпионате Испании. Однако все не учли главного, а именно — общего уровня испанской лиги. Очевидно, неудачный сезон коллектива из городка неподалеку от Валенсии во внутреннем чемпионате ввел сине–бело–голубых в заблуждение.
Доказать, что "Вильярреал" как минимум не менее статусный клуб, чем "Зенит", можно несколькими способами. Но обратимся к самой доходчивой для широкой публики, хотя и не самой профессиональной (простите, коллеги) стратегии. Сравним общую стоимость составов клубов по версии Transfermarkt. У "Вильярреала" она составляет 192,5 млн евро, а у "Зенита" — 166,3. Взглянем и на главные активы соперников. В "Зените" это новички Вильмар Барриос, Сердар Азмун, а также Себастян Дриусси. Артема Дзюбу выводим за скобки. Ему 30 лет, а до конца контракта остается чуть больше года, что не увеличивает его стоимость. Довольно дорогим мог бы быть и Эмануэль Маммана, но его цену девальвируют травмы.
Самый лакомый кусок в "Вильярреале" — 23–летний атакующий полузащитник Пабло Форнальс с опцией выкупа в 26 млн евро (руководство "желтой подводной лодки" может выручить и больше, если устроит аукцион среди покупателей). За ним идет 19–летний нигерийский вингер Саму Чуквуэзе, доведенный до ума в Академии "Вильярреала", где он находился последние 2 года (его отступные — 40 млн). Под ними в системе испанского коллектива еще три интересных европейскому рынку игрока до 23 лет с длинными контрактами. Такая стратегия дает возможность каждый сезон продавать игроков с выгодой, а вырученные средства вкладывать в подготовку новых талантов. Можно, кстати, сравнить значение для "Зенита" и "Вильярреала" футболистов, проходящих через систему детских, юношеских и молодежных команд, — во время очного матча в Петербурге у испанцев было четыре своих воспитанника, а у "Зенита" — ни одного.
Нам доводилось хвалить "Зенит" за удачную продажу Леандро Паредеса, но это штучная сделка, которую можно сравнить с работой высококвалифицированных мастеров (в данном случае это спортивный директор Хавьер Рибалта, агент Марсело Симонян и еще несколько сильных функционеров). Но все это не поставлено на поток, а поэтому в основном "Зениту" приходится полагаться на финансовые закачки от "Газпрома", в то время как "Вильярреал" живет на самообеспечении. А поучиться системности у маленького испанского клуба стоило бы многим, кто считает себя выше статусом из–за размеров стадиона, своей истории и мощи структуры, стоящей за их спиной.
Дмитрий Нечипоренко, футбольный селекционер