Жизнь по контуру. Экологи считают, что намыв на Васильевском острове снизил качество воды в заливе

Автор фото: Сергей Коньков
На месте жилищных комплексов, построенных в западной части Васильевского острова, несколько лет назад плескались волны Финского залива

Намыв земель на Васильевском острове негативно сказался на морской фауне, считают экологи. Снизилось не только качество воды, но и биоразнообразие территории.

Квартира с видом на большую воду считается признаком роскошной жизни — здесь и воздух свежее, и в целом "экологичнее". Намывные территории Васильевского острова — своего рода компромисс для желающих загнездиться в историческом районе, не переплачивая. Будущих василеостровцев особенно прельщает близость к Финскому заливу и доступная цена жилья, преимущественно экономкласса.
Еще недавно купить квартиру в строящемся доме на намыве можно было по цене меньше 100 тыс. рублей за 1 м2. По данным агентства недвижимости "Хабита Северо–Запад", квартиры в ЖК "Светлый мир. Я — романтик" раскуплены практически полностью. "Сегодня здесь достаточно много предложений о продаже жилья уже на вторичном рынке, аренда тоже очень популярна. Рядовой покупатель не понимает, есть ли проблема в том, что земля под домом насыпана относительно недавно", — делится исполнительный директор агентства Сергей Крутиков. При этом работы по увеличению площади прибрежной части острова продолжаются. В ближайших планах у застройщиков — намыть южнее реки Смоленки еще 80 га земли, из них 32 га отдать под жилое строительство.
Энтузиазм застройщиков в расширении Васильевского острова не разделяют урбанисты и экологи. И если первые обеспокоены внешним видом и функциональностью будущей береговой линии, то вторые переживают за качественные изменения экосистемы и за естественных обитателей острова. "Раньше в дельте Невы, когда она еще была заболоченной, гнездовались перелетные птицы. Теперь привычной для них территории нет, но, следуя генетической памяти, птицы все равно стремятся сюда. Им приходится облетать город и искать новое пристанище. Изменение миграционных путей уже привело к потере многих видов", — рассказывает экоархитектор Центра прикладной урбанистики Ирина Бартенева. — Намыву придают новую форму, он, соответственно, изменяет очертания Невской губы. Вместе с ней деформируется русло и траектория движения Невы, что влияет на качество воды в ней".
Впрочем, экологов беспокоит судьба не только Невы, но и Финского залива в целом. Они вспоминают советский опыт намыва территорий, когда песок просто складировался вдоль берега, а затем частично уплывал обратно в залив. Сегодня природозащитники уповают на современные польдерные системы.
"Глупость исходного намыва была в том, что сначала засыпали всю площадь и территорию, а потом в ней копали фундаменты. А сейчас подобные территории строятся так: делается контур будущего участка, он укрепляется, из него выкачивается вода, и дальше внутри идет строительство каркасов и насыпается грунт только там, где он нужен", — поясняет директор Центра экспертиз "Эком"Александр Карпов. По его словам, такой способ наращивания земли наносит меньший вред окружающей среде.

Морской пылесос

Согласно спутниковым снимкам, польдерные системы сейчас действительно применяются при расширении горизонта Васильевского острова.
В пресс–службе "Группы ЛСР" (ею получено разрешение на строительство на намыве) рассказали, что в 130 км от города у застройщика разработано подводное месторождение песка, откуда он добывается с помощью плавучего землесоса. Там же горная порода разрыхляется и отправляется на берег.
Одно из преимуществ этого способа заключается в том, что при намыве не приходится использовать чужеродный для территории материал, а песок к тому же считается экологически чистым.
"В любом случае представьте себе, что где–то в заливе копают на дне большую яму, оттуда вытаскивают грунт, песок, песчаную линзу. Что дальше с ней будет происходить? Грунт поплывет, даже если соблюдаются определенные правила выработки подводных карьеров. Специалисты все равно прогнозируют, что течение эту яму будет замывать, в нее будет стекать грунт с прилегающих территорий. Вопрос в том, когда эти процессы доберутся по цепочке до береговой линии", — рассуждает Александр Карпов. По его словам, чтобы можно было точно предсказать размыв прибрежной полосы, требуется разработка высокотехнологичной математической модели.

Красота по–василеостровски

Урбанисты, в свою очередь, устремили взгляд на внутренние проблемы нового участка Васильевского острова. Так, советник ректора ИТМО по вопросам урбанистики Михаил Климовский обращает внимание на внешний облик территории. "Район Морского вокзала — это визитная карточка города, то, что первым видят прибывающие к нам по воде иностранцы. Было бы уместно возвести здесь какой–то символ, знаковое сооружение. Как, например, оперный театр в Осло, а не наши серые "спальники", — считает эксперт.
По словам специалистов по благоустройству территории, они особенно сочувствуют мамам с колясками, которым во время прогулок приходится сопротивляться сильному ветру.
Решением этой проблемы могла бы стать проработка рельефа. Небольшой ландшафтный парк с возвышениями мог бы стать не только остро необходимой здесь рекреационной точкой, но и барьером для стихии. "Вопреки расхожему мнению, с зелеными насаждениями трудностей бы не возникло, — делится гендиректор Института территориального планирования "Урбаника" Александр Холоднов. — Почвы здесь хоть и не плодородные, но, например, сосны ужиться могли бы — примерно так, как это происходит в Карелии".
Впрочем, за примером развития жизни на намывах далеко ходить не надо — некогда "голая" окраина Канонерского острова сейчас радует глаз своим биоразнообразием и даже может похвастать редкими краснокнижными видами растительности.