Конец разночтениям. Госдума вышла на финишную криптопрямую

В Гражданском кодексе третьим чтением закрепили русский аналог токена — цифровое право. Но дьявол в деталях: за неавторизованные сделки уже предлагают давать до 15 лет тюрьмы.

Рынок криптовалют замер. В выходные была предпринята попытка штурма рубежа $4 тыс., но пока — все тщетно. С середины декабря рынок лежит в боковом тренде, а все самое интересное — уже давно не про цену биткоина.

Может, да, может, нет

"Хотя общая динамика рынка весьма позитивная, у технических аналитиков есть сомнения в том, что в краткосрочной перспективе это приведет к масштабному развороту. Наоборот, есть опасения, что перед этим нас ждет еще один виток коррекции, стабилизации", — говорит аналитик FxPro Александр Купцикевич.
Новостной фон от мировых регуляторов скуп на сенсации, поэтому рынок обращает внимание на анонсированные технические усовершенствования, отмечает Купцикевич. Вот, например, криптовалюта Litecoin выросла за месяц аж на 67% ($54 на момент публикации). Почему? Потому что компания вводит новые функции и ускоряет работу сети. Например, внедрила альтернативный протокол Mimblewimble, который обеспечивает участникам транзакций большую анонимность и упрощает масштабирование.
"Также в августе состоится халвинг лайткоина. Вознаграждение майнеров за блок сократится, что, в свою очередь, вызовет дефицит монеты. Многие верят, что сокращение награды вдвое является катализатором роста цены на криптовалюту", — добавляет Владислав Антонов, аналитик "Альпари". Однако его вердикт пока неутешительный: рынок все еще остается в "медвежьем" тренде. На момент написания публикации за 1 биткоин давали $3895, эфир стоил $133.

Кофе и мессенджеры

Будущее криптовалют уже несколько раз менялось, так что прогнозы — дело не слишком благодарное. Но перспектива просматривается следующая: уже через год–другой оплатить чашечку кофе можно будет в два клика через криптовалютный кошелек в мессенджере.
Почему кофе? Потому что именно Starbucks одним из первых крупных компаний на потребрынке заявил о готовности внедрить платежи криптовалютой, и на днях эта информация подтвердилась (ориентировочный срок — до конца года). Почему в мессенджере? Потому что именно в социальных сетях (Facebook, Telegram, Viber, Twitter) сейчас готовятся самые яркие проекты.
Первым перемены в мире почувствовал Telegram Павла Дурова. Еще год назад проект смог собрать $1,7 млрд от инвесторов на создание своего блокчейна. Тогда токен Gram стоил в среднем около 59 центов, сейчас инвесторам обещают десятикратный рост вложений. Правда, запуск пока откладывается. На рынке говорят про апрель (в интернет уже даже попал тизер с интерфейсом кошелька), но в уме держат сценарий, при котором запуск состоится лишь в октябре.
Очевидно, что Дурову придется поторопиться, ведь в спину ему дышит Марк Цукерберг. Только в начале февраля Facebook прикупил небольшой блокчейн–проект, а уже через несколько недель анонсировал собственную криптовалюту для мессенджера WhatsApp, в котором на сегодня без малого 2,7 млрд пользователей. Facebook–coin обещают в первой половине 2019 года, причем компания уже начала переговоры по его добавлению на несколько крупных криптобирж. К расстройству спекулянтов, это будет так называемый стейблкоин — цену привяжут к корзине валют, чтобы исключить резкие колебания.
Ведущий онлайн–ретейлер Rakuten, владеющий компанией Viber, также вынашивает планы по запуску собственной криптовалюты, которая будет доступна в том числе и в России. Криптовалюту на базе мессенджера планируют запустить в 2019 году.
Третий путь избрал глава Twitter Джек Дорси, который неоднократно заявлял, что нативной валютой интернета видит именно биткоин. Более того, он регулярно приобретает криптовалюту и даже внедрил возможность поддерживать авторов твитов через систему Lightning Network (она считается лучшим решением для масштабирования биткоина).
"У соцсетей и мессенджеров есть значительное преимущество — это большая активная аудитория, — говорит Сергей Жданов, генеральный директор биржи EXMO. — Соответственно, у них больше возможностей привлечь внимание общества к новой технологии и интегрировать криптовалюту в ежедневные платежи и переводы. Если их криптовалюты станут популярны, масштабы их экосистемы увеличатся за счет того, что они смогут замкнуть на себе коммерческие и финансовые операции между пользователями их платформ. Парадоксально, но это скорее станет новым шагом к централизации, против которой были придуманы криптовалюты".
По мнению Жданова, одним из главных вопросов останется юридическое соответствие местным законам. "ЦБ по всему миру будут защищать свои эксклюзивные права на эмиссию, — согласен аналитик Артем Багдасарян, аналитик BCS Global Markets. — Криптовалюты в мессенджерах возможны, но, скорее всего, будут привязаны к локальным валютам по фиксированному курсу, жестко регламентированы с четко прописанными фиатными шлюзами, подконтрольными банкам или государствам. В иных случаях они могут столкнуться с проблемами в зоне своего присутствия".

Всем выйти из тени!

Пока что с регулированием тенденция следующая: криптовалюту разрешить, но установить максимальную прозрачность всех операций. Так, Франция обсуждает возможность запрета торговли анонимными криптовалютами, такими как Dash, Monero, Zcash и Bitcoin Private. Аргумент финансовых властей — указанные токены потенциально могут быть использованы для мошенничества, уклонения от уплаты налогов, отмывания денег и другой незаконной деятельности. Аналогичный запрет обсуждается в штате Техас, но немного по другой модели. Вместо запрета конкретных токенов предлагается обязать отправителей цифровых денег подтверждать свою личность, если токен не является достаточно прозрачным.
По техасскому сценарию может пойти и Россия. В Госдуму поступило предложение обязать пользователей получать специальное разрешение, чтобы иметь возможность работать с цифровыми деньгами. Соответствующие поправки будут внесены в законопроект "О цифровых финансовых активах" ко второму чтению в Госдуме, заявил председатель комитета по финрынку Анатолий Аксаков. Частные криптоинструменты, не соответствующие российскому законодательству, станут нелегальными, но пройти проверку не будет сложно или затратно, пообещал он. Одновременно Центральный банк заявил, что введет годовые лимиты на покупку цифровых денег для неквалифицированных инвесторов.
То есть купить крипту будет можно, но немного и только по разрешениям. А самое интересное приключение ждет нарушителей, так как их дела вполне могут оказаться квалифицированы как отмывание средств, а это до 15 лет тюрьмы. По крайней мере пока что проект поправок написан именно так.
"Нет никакой адекватной причины вводить столь высокое наказание за то, на что у законодателя даже нет пока позиции. Возникнет ситуация: мы на всякий случай посадим, а потом разберемся. Потому что тяжесть статьи сразу перетечет в то, что человека на время расследования тут же отправят в СИЗО. Чтобы не мешал разбираться, что здесь к чему", — возмущен Дмитрий Гриц, основатель юрфирмы "Гриц и партнеры" и преподаватель курса BCL.
Действительно, определения слова "криптовалюта" в законах пока не появилось. И вряд ли уже появится, поскольку поправки в Гражданский кодекс Госдума согласовала накануне в окончательном, третьем чтении.
Правда, эксперты за терминологию не очень переживают. По крайней мере смарт–контракты и дистанционные сделки там прописаны — уже спасибо, а любой токен, согласно логике спикера ГД Вячеслава Володина, — это уже цифровое право. Теперь ждем закон о цифровых активах — именно его формулировки могут стать решающими для российского рынка.