Испытание водой. Петербург хочет изменить закон о теплоснабжении

Автор фото: Интерпресс

Смольный подсчитал затраты на закрытие систем горячего водоснабжения (ГВС), запрещаемых с 2022 года ФЗ "О теплоснабжении". Цена вопроса в Петербурге — 100 млрд рублей, поэтому город готовит предложение в Госдуму по изменению принятого 9 лет назад закона. Если поправки примут, то Петербург останется одним из немногих мегаполисов, где на нужды ГВС поступает техническая, а не питьевая вода.

Городские власти спохватились — требования ФЗ "О теплоснабжении" вступают в силу меньше чем через 3 года, а Петербург по–прежнему в основном использует открытые системы ГВС. Разница двух систем в следующем. В открытой — специально подготовленная на ТЭЦ или в котельной вода проходит сначала через систему отопления (батареи в квартирах), после чего, охлаждаясь, смешивается с кипятком от ТЭЦ и поступает в кран. Такая вода содержит химические реагенты, поэтому пить ее нельзя.
В закрытой — контакта между нагреваемой и греющей водой нет. Горячая вода питьевого качества поступает в систему по сетям "Водоканала" и подогревается до определенной температуры в индивидуальных тепловых пунктах (ИТП), размещенных в каждом многоквартирном доме.
Чтобы закрыть системы ГВС, потребуется установить ИТП во всех зданиях с открытой системой ГВС (как правило, это дома до 2000 года постройки), заменить внутридомовые трубы на пластиковые и там, где это необходимо, усилить сети "Водоканала". По подсчетам городского комитета по энергетике и инженерному обеспечению (КЭИО), подобные работы обойдутся как минимум в 100 млрд рублей. Главный вопрос — где взять эти деньги. Наиболее очевидный способ — включить в тарифы, то есть заставить заплатить потребителей, другой — профинансировать из средств капремонта. Есть еще один нетривиальный вариант — оставить все как есть и предложить Госдуме изменить закон.
Город сделал выбор в пользу третьего варианта. КЭИО разработал поправки в ФЗ "О теплоснабжении" и вынес их на рассмотрение комиссии по городскому хозяйству ЗакСа. Депутаты приняли информацию комитета к сведению. Суть поправок, которые будут продвигать власти Петербурга, в том, что повсеместно запрещать эксплуатацию открытых систем не нужно. Это стоит делать при условии экономической эффективности мероприятий по переводу систем ГВС либо в случае нарушения требований к качеству и безопасности воды.

Времени достаточно

Впрочем, пока неизвестно, согласится ли Госдума с идеями Смольного. Председатель комитета по энергетике ГД Павел Завальный сообщил "ДП", что при принятии закона регионам и муниципалитетам, отвечающим за тепло и водоснабжение в России, был дан достаточный срок, чтобы в рамках программ модернизации ЖКХ решить этот вопрос. "Многие субъекты федерации успешно проводят такую работу, в том числе в процессе капитальных ремонтов домов. Представители регионов в комитет с просьбой рассмотреть возможность отмены требования об обязательном отказе от использования централизованных открытых систем теплоснабжения или продления сроков не обращались", — добавил он.
Открытые системы ГВС используются не повсеместно (см. график). Из крупных городов менять системы ГВС придется в Екатеринбурге, где около 90% потребителей также получают горячую воду по открытой схеме. По словам зампредседателя комитета по энергетике Петербурга Светланы Мельниковой, кроме Татарстана ни один российский регион пока не перешел с открытых систем на закрытые.
В городском комитете по энергетике напомнили, что открытая схема ГВС с централизованным приготовлением горячей воды на ТЭЦ и котельных сложилась в Ленинграде исторически. "Питьевая вода в городе отличается малым солесодержанием и высокой коррозийной активностью из–за наличия в ней углекислоты, кислорода и хлора, — сообщили в КЭИО. — Именно поэтому в XX веке при развитии системы ГВС в городе была обоснована и реализована открытая схема горячего водоснабжения с централизованным приготовлением горячей воды".

Действовать с умом

Очевидно, что, даже если городу удастся отодвинуть час Х, постепенно менять системы все–таки придется. Ссылаться на исторические особенности и обеспечивать горожан технической водой — устаревший подход к качеству предоставления коммунальных услуг.
"Закрывать ГВС надо, но точно не к 2022 году. Необходимо с умом подойти, так как проект серьезный и затрагивает значительную часть инфраструктуры города", — говорит генеральный директор ООО "Солид" (проектирует и монтирует ИТП) Евгений Белышев. По его словам, закрытые системы безопаснее, при их использовании подготовленная на теплоисточниках вода не сливается в канализацию, что позволит сэкономить реагенты и топливо.
Директор дивизиона "Северо–Запад" ООО "Данфосс" (производитель средств автоматизации для инженерных систем зданий) Антон Леонов отмечает, что, поскольку система теплоснабжения здания неразрывно связана с системой горячего водоснабжения, то логично было бы вместе с закрытием ГВС устанавливать и погодное регулирование на системе отопления дома, что даст максимальный экономический эффект при внедрении таких технологий. "В рамках капитального ремонта региональный оператор "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов СПб" уже проводит мероприятия по установке погодного регулирования системы отопления в жилых домах, — отметил эксперт. — Если удастся выработать решение, при котором при проведении капремонта в жилом доме и установке погодного регулирования системы отопления параллельно будут проводиться мероприятия по закрытию ГВС, то это даст толчок в разрешении данного вопроса".
Генеральный директор ООО "Интеграция" (занимается монтажом систем теплоснабжения) Максим Зубрицкий отмечает, что теплоснабжающим организациям удобнее эксплуатировать как раз закрытые системы. В случае повышенного водозабора проще установить, произошла ли протечка на сетях или потребители резко увеличили забор воды.

Денег нет

Позаботившись о качестве горячей воды и эффективности работы систем ГВС, федеральные законодатели слабо проработали вопрос финансирования. Средства на замену систем, согласно законодательству, должны быть утверждены в инвестпрограммах теплоснабжающих организаций (ТСО), говорит Светлана Мельникова. А им не останется ничего другого, как заложить эти расходы в тариф.
Другой вариант — учесть расходы на замену систем ГВС в рамках мероприятий по капремонту. Однако, по словам замглавы жилищного комитета Петербурга Алексея Бородули, этот вариант имеет законодательные противоречия. По его словам, внутридомовые сети можно ремонтировать только по программе капремонта, но лишь в случае их физического износа. Замена сети на основании, например, городской программы по переводу открытых систем на закрытые не получится. "То есть мы не можем взять и поменять системы в квартале совместно с комитетом по энергетике и ТСО", — отметил он.
По мнению Максима Зубрицкого, при желании средства можно было бы изыскать, не прибегая к резкому росту тарифов. "Можно расширить полномочия фонда капремонта, разрешив за счет его средств монтировать новые системы в жилых домах", — считает он. Альтернативный вариант — привлечь финансирование ТСО, как было при установке общедомовых приборов учета тепловой энергии. Есть вариант с привлечением частных инвестиций через энергосервисные контракты и/ или государственно–частное партнерство (ГЧП). В любом случае варианты исполнения закона есть. "Не делать ничего — самое простое", — резюмировал эксперт.
Для перехода на закрытую схему горячего водоснабжения по линии ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга" как предприятия, оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения, необходимо построить или реконструировать водопроводные вводы в здания, которые планируется перевести на закрытую схему (для подачи воды к создаваемым в них ИТП), а также поставить в зданиях повысительные насосы. По оценке, выполненной теплоснабжающими организациями при разработке и актуализации схемы теплоснабжения Санкт–Петербурга, всего таких зданий около 17 тыс. Кроме того, необходимо будет выполнить реконструкцию уличных водопроводных сетей в связи с перераспределением воды, которую используют для горячего водоснабжения, от сосредоточенных потребителей (ТЭЦ и котельных) к жилым домам. Стоимости работ определяются на основе проектов. Необходимо отметить, что по открытой схеме сейчас снабжаются горячей водой не только объекты жилого фонда, но и нежилые здания — школы, детские сады, предприятия и т. п.
Михаил Хямяляйнен
директор Департамента схем водоснабжения и водоотведения и гидравлического моделирования ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга"
ГУП "ТЭК СПб" контролирует качество горячей воды на всех этапах — от котельной до ввода в дом, так как при обеспечении потребителей по открытой схеме ГВС (как это происходит сейчас) вода на горячее водоснабжение поступает из того же контура, что и вода для отопления. При закрытой схеме ГВС горячая вода от котельной нагревает холодную воду непосредственно внутри дома в индивидуальном тепловом пункте, два контура (отопление и горячее водоснабжение) изолированы и не смешиваются. Поэтому при полном переходе на закрытую схему ГВС отпадет необходимость процесса водоподготовки горячей воды питьевого качества, так как из крана у конечного потребителя течет холодная вода, лишь подогретая теплоносителем предприятия.
Софья Андреева
руководитель пресс–службы ГУП "ТЭК СПб"
В 2018 году в Управление Роспотребнадзора поступило 342 обращения на качество горячей воды, что в 1,2 раза меньше по сравнению с 2017 годом. Число подтвердившихся составляет около 8%. В основном обращения граждан связаны с ухудшением органолептических свойств горячей воды (железо, цветность, мутность), что может быть обусловлено состоянием внутридомовых инженерных сетей, реже регистрируются обращения на низкую температуру горячей воды. За выявленные нарушения санитарно–эпидемиологических требований к качеству горячей воды юридические и ответственные должностные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов.
Наталия Башкетова
руководитель управления Роспотребнадзора по Санкт–Петербургу
Производство автоматических ИТП давно освоено прямо в России. В стране работает уже несколько таких холдингов, например "Веза", "Альфа Лаваль Поток", "Кельвион Машимпекс" из Москвы и Подмосковья, "Ридан" и НПО "ЭТРА" из Нижнего Новгорода, Тольяттинский завод приборов отопления, "Яринжком" из Ярославля. Оборот этих предприятий составляет 0,3–6 млрд рублей в год.
Дмитрий Кумановский
начальник аналитического отдела инвестиционной компании "ЛМС"

В контексте

ЖКХ — территория вечных реформ. Стоит залатать одну брешь, тотчас появляется новая. Денег хронически не хватает, притом что суммы в платежках за несколько лет выросли практически на порядок.
Нынешняя жилищно–коммунальная система в основном создавалась в советские годы, во времена гигантизма. Тогда главным было решить задачу обеспечения теплом, горячей водой, газом и т. д. Стоимость ресурсов и их доставки потребителю рассматривалась как вторичный фактор.
С переходом на рыночную экономику пришлось пересмотреть подходы к реализации проектов ЖКХ, их финансированию, определению экономической целесообразности. Процесс адаптации под современные реалии оказался дорогим и трудоемким и затянулся на десятилетия. Очевидно, что самая большая проблема — отсутствие планомерного и комплексного подхода к выстраиванию эффективной системы работы ЖКХ. Как правило, реформирование сводится к принятию импульсивных решений, без анализа их влияния на другие сектора жилищно–коммунальной сферы.
Недавно это произошло с реформированием сферы мусоропереработки. Инициатива и направление выбраны правильно, но шаги по воплощению в жизнь оказались непродуманными. Из–за этого в некоторых регионах возникли перекосы с расчетом тарифов на вывоз мусора. При этом сама система сбора и утилизации отходов после вступления закона в силу так и не изменилась.
Все вышесказанное относится и к закону о теплоснабжении. Пусть вопрос перевода систем горячего водоснабжения из открытой в закрытую касается не всех регионов. Но избранным, в числе которых оказался Санкт–Петербург, следовало принимать продуманные и поэтапные решения сразу после его принятия. Времени было заложено более чем достаточно. Деньги для мегаполиса вполне реальные, и исполнить требования закона можно было как за счет различных городских программ, в том числе программы капремонта, так и на средства инвесторов.
Однако власти, натолкнувшись на то, что механизмов реконструкции систем ГВС закон не предполагает, вместо того чтобы заранее поучаствовать в их разработке, выступили с инициативой оставить все без изменений. Между тем очевидно: пора научиться не только искать деньги в карманах потребителей, но и рационально расходовать средства как инвесторов, так и бюджета. Возможно, для этого потребуется провести ревизию федеральных и региональных законов и программ, синхронизировать их, инициировать отмену излишних требований и нереальных целей, четко определить конечный результат и механизмы финансирования. Такой подход позволит сформировать механизмы эффективной работы жилищно–коммунального хозяйства.
Андрей Жуков