На все сто. Как изменился рынок подготовки к ЕГЭ за 10 лет

Автор фото: Алена Марченко

Десять лет назад ЕГЭ стал обязательным для всех школьников. За этот период экзамен стал причиной возникновения нового рынка образовательных услуг, на котором теперь можно встретить не только индивидуальных предпринимателей-репетиторов, но и представителей малого, среднего и крупного бизнеса.

В 2018 году к подготовке школьников к ЕГЭ подключились крупные российские телеком-компании. Так, осенью МТС запустили бета-версию онлайн-проекта Smart University, свой портал по онлайн-образованию, получивший название "Лицей", появился и у "Ростелекома". И все же некоторые эксперты сходятся в том, что сейчас рынок ЕГЭ принадлежит почти полностью частным репетиторам и, возможно, крупным компаниям там делать нечего.

Диплом и телеком

Пока из прочих крупных телеком-компаний рынком подготовки школьников никто не интересовался. Услуга "репетитор по ЕГЭ" через мобильный телефон есть у оператора "Билайн". IT-сектор также проявлял любопытство к этой области, в 2017-м Mail.ru Group даже запустила онлайн-портал "Пифагор", посвященный ЕГЭ. Но уже на сегодняшний день он прекратил свое существование, а запрос по его прежнему адресу в сети выдает ошибку.
Представитель МТС в беседе с "ДП" объяснил выход на новый для них рынок тем, что компания следует стратегии развития новых digital-услуг на растущих рынках, не связанных прямо с телекоммуникационным бизнесом: "Российский рынок онлайн-технологий в сфере образования только формируется и, по нашим оценкам, находится на уровне 1,5-2% от всего рынка образования в стране. Однако, по нашим прогнозам, в ближайшие 3 года рынок онлайн-образования вырастет в России более чем вдвое, а его объем превысит 50 млрд рублей", — поделились в компании.
Сейчас на портале Smart University существует только два направления подготовки — английский язык и математика, которую ввели на сайте в декабре 2018 года. В МТС отмечают больший интерес к иностранному языку среди клиентов портала, нежели к математике, но это они связывают как раз с более поздним запуском этой программы на сайте.
"Перед началом обучения определяется текущий уровень знаний ученика, какие у него есть проблемные зоны, а также желаемый уровень балла ЕГЭ. В зависимости от результатов определяется необходимая продолжительность курса и его содержание. Уроки проводятся с профессиональным учителем с помощью видеосвязи через приложение или сайт сервиса. Ученик выполняет задания в рамках специально созданного интерактивного учебника. Программа позволяет в течение всего курса проходить промежуточные тесты и контролировать прогресс своего обучения с помощью встроенной системы статистики. Трекинг прогресса доступен в том числе и для родителей", — объяснили в компании.
Стоимость обучения в Smart University зависит от уровня ученика и необходимого количества занятий. Чем более длительный курс выбирает ученик, тем ниже стоимость каждого урока, потому что при покупке блока уроков действует скидка: "Например, при покупке блока из 60 уроков стоимость составит 26,88 тыс. рублей, а стоимость одного урока будет минимальна — 448 рублей, что дает экономию 7,6 тыс. рублей. Дополнительно есть возможность получить налоговый вычет", — рассказал представитель МТС.
В "Ростелеком" применили несколько иной подход и создали маркетплейс "Ростелеком.Лицей" по образовательным услугам для школьников. На нем представлены различные онлайн-школы, которые предлагают образовательные услуги, в том числе курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
В 2019 году в "Ростелекоме" планируют перейти вместе с ключевыми партнерами от модели маркетплейса к совместным образовательным продуктам, в которых "Ростелеком" будет играть роль не просто дистрибьютора, но и IT-партнера и консультанта, а платформа станет единым интерфейсом по взаимодействию с потребителями образовательных сервисов.
"Ростелеком" выстраивает экосистему цифровых продуктов, исходя из ценностей и потребностей современных людей. Забота о развитии детей, а также о саморазвитии относится к базовым, мы учитываем это при разработке продуктовых предложений, опираясь на якорные продукты — ШПД и IPTV (широкополосный интернет и интерактивное телевидение. — Ред.). Видим большой потенциал роста рынка онлайн-образования", — рассказал представитель компании.
"Ростелеком.Лицей" во многом ориентирован на родителей, которым предоставляет выбор из образовательных продуктов для ребенка в обмен на скидки от партнеров маркетплейса. При этом на выбор дается несколько опций и форматов обучения: тренажеры для самостоятельной подготовки ребенка, курсы для групповой подготовки ребенка, занятия с репетитором, тесты и консультации.
Сервис находится в режиме бета-тестирования, запуск в промышленную эксплуатацию планируется во втором квартале текущего года, поэтому конкретные цифры по количеству пользователей и выручке в компании пока не раскрывают. Сейчас на сайте "Лицея" среди партнеров и поставщиков образовательных услуг значатся Skyeng, "Фоксфорд" и Examer.

Все деньги у репетиторов

Глава агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин считает, что еще несколько телеком-компаний могут запустить свои проекты по подготовке к ЕГЭ в этом году. Но подобные шаги, по его мнению, не принесут прибыль этим компаниям: "Если говорить более точно, они вышли не на рынок подготовки к ЕГЭ, а на рынок онлайн-образования в целом. Этот рынок демонстрирует хороший рост и более быстрое развитие, чем российская отрасль связи. Телеком-операторы заинтересованы в диверсификации бизнеса, в новых точках роста. ЕГЭ никто не собирается отменять, а родители выпускников школ и абитуриентов готовы тратить большие деньги, потому что тема подготовки к экзаменам для них главная головная боль. Но, на мой взгляд, большая часть денег на этом рынке уходит частным репетиторам, а не онлайн-порталам. К сожалению, по моему мнению, у телеком-операторов не самые успешные проекты по диверсификации бизнеса. Поэтому я думаю, что вложение в подобный бизнес вряд ли можно назвать удачным".
По мнению эксперта, было бы гораздо более разумно совместить онлайн-образование и HR. Телекоммуникационные компании сейчас все более зависимы от IT-области, а IT-специалистов в области коммуникаций катастрофически не хватает. Поэтому убить двух зайцев одним выстрелом, считает Брюквин, можно было бы, запустив портал для обучения информационным технологиям. "Так они могли бы зарабатывать на онлайн-образовании, обучая подобных специалистов, и заодно решили бы для себя кадровую проблему, — заключает Брюквин. — Многие проекты сейчас реализуются, просто потому что сейчас это модно. Так, мы можем наблюдать бум создания мобильных приложений, собственных мессенджеров, маркетплейсов и тому подобного".
Статистика и многочисленные исследования подтверждают слова главы "Рустелекома" о том, что рынок ЕГЭ сейчас представлен в основном частными репетиторами и небольшими компаниями. Причем большая часть из них не имеют юридического лица, а клиентов они ищут с помощью социальных сетей либо через специальные порталы по найму рабочих и домашнего персонала. Такие объявления, например, можно встретить на порталах YouDo, Avito или "Юла", средняя стоимость часа занятия с репетитором варьируется от 500 рублей до нескольких тысяч, в зависимости от опыта преподавания и предмета.
Так, по данным Института образования ВШЭ, теневой рынок репетиторских услуг в России к 2017 году составлял почти 30 млрд рублей, от 10 до 70% преподавателей школ, по разным оценкам, так или иначе подрабатывают репетиторами.
По подсчетам "ДП", в конце лета 2018 года объем рынка дополнительного образования в Петербурге составлял 73 млрд рублей, и при этом только каждый 10-й игрок рынка работал по лицензии.
Сейчас в Петербурге работает до 50 компаний и несколько тысяч преподавателей, предлагающих курсы подготовки к ЕГЭ, среди которых "Центр XXI век", обучающий центр "Пять из пяти", "Твоя школа" и т.д.
При этом интерес крупных компаний к рынку именно онлайн-образования может во многом изменить ситуацию с репетиторами-теневиками. Случиться это может в том случае, если услуги на образовательных порталах будут стоить дешевле, чем занятия с репетиторами. Так, например, в "Ростелекоме" отметили, что все продукты партнеров в "Ростелеком.Лицей" стоят дешевле, чем в среднем на рынке.
О движении рынка образования в онлайн-среду в беседе с "ДП" как-то говорила совладелица образовательного центра "Успех"Марина Седова–Бахенская: "На рынке образовательных услуг сохраняются тенденции по развитию онлайн-образования, причем как в области основного образования, так и в области дополнительного. Для школьников старших классов сохраняется тенденция востребованности дополнительных образовательных услуг, связанных с подготовкой к ЕГЭ, изучением иностранных языков. Для школьников младшего и среднего возраста наряду с традиционными видами допуслуг появляются новые виды, связанные с конкретной профессией, например архитектура, биология, мультипликация", — заметила она.
Помимо прочего, онлайн-среда остается открытой также и для репетиторов, которые вследствие развития этого направления могут начать сотрудничать с образовательными интернет-платформами.
Запустившие свои проекты телеком-компании, видимо, понимали этот нюанс. Так, например, в рекламных роликах Smart University МТС сделали акцент на том, что ездить к репетитору школьнику порой неудобно, а учиться можно из дома, не тратя деньги на проезд и силы на дорогу.