Mail.Ru Group объявила о росте годовой выручки на треть и создании MRG Tech Lab

Автор фото: Шарифулин Валерий/ТАСС
Работа офиса компании Mail.Ru Group

Выручка Mail.Ru Group за 2018 год выросла на треть и превзошла прогнозы аналитиков. На играх удалось заработать 23 млрд, в компании обещаю сделать ставку на рекламу в соцсетях и технологии в области искусственного интеллекта. Для этого Mail.Ru Group запускает отдельное подразделение. Однако полем битвы для компании в этом году станет стремительно растущий рынок доставки, где долю отвоевывает "Яндекс".

Совокупная сегментная выручка Mail.Ru Group по итогам 2018 года увеличилась на треть (32,5%) в годовом выражении и составила 75,26 млрд рублей, говорится в отчетности it-компании. Чистая прибыль выросла в годовом выражении на 6,4%, до 14,099 млрд рублей. Mail.Ru Group ожидает, что выручка увеличится в 2019 году на 18-22% и составит 85—88 млрд рублей
По словам гендиректора Mail.Ru Group Бориса Добродеева, в 2019 году компания собирается "сосредоточить свои усилия на повышении эффективности рекламы". Он также объявил о создании подразделения MRG Tech Lab. Оно займется созданием новых технологий и продуктов "в области искусственного интеллекта, распознавания голоса и изображений, а также в сфере разработки новых экспериментальных коммуникационных продуктов". В 2019 году компания планирует вложить в разработки MRG Tech Lab от 1 млрд до 1,5 млрд рублей.
В 2019 году также планируется провести ряд мероприятий по интеграции "ВКонтакте" в рамках совместного предприятия с Alibaba. Кроме того, рассматриваются разные варианты финансирования подразделений Delivery Club и "Юла", поэтому компания не включила их в прогноз выручки на 2019 год. С первого квартала 2019 года холдинг разделит свои проекты на три сегмента в отчетности: коммуникации и соцсети (почту, поисковик и другие), игры, а также новые проекты ( "Юла", Delivery Club, ESforce, MRG Tech Lab и другие). Компания также объявила, что планирует выкупить с рынка до 1,8 млн своих глобальных депозитарных расписок в ближайшие 1,5 года в рамках сделок с AliExpress Russia и United Media Agency.

Выше прогноза

Совокупная выручка Mail.ru Group за 2018 год выросла на 32,5% год к году и составила 72,25 млрд рублей. Совокупный показатель EBITDA за год составил 22,22 млрд рублей, показав рост на 13,9%. Итоговые результаты оказались немного лучше собственных прогнозов компании и аналитиков. После третьего квартала 2018 года Mail.Ru Group ожидала, что по итогам 2018 года выручка компании вырастет на 28–30% по сравнению с 2017 годом (без учета Pandao) до 72,7–73,8 млрд руб. Также компания ожидала показатель EBITDA на уровне 22–22,5 млрд рублей. " 2018 году коммуникационные и социальные платформы Mail.ru Group продолжили рост, а их выручка опередила прогноз", - подчеркнул Добродеев.
Аналитики "Финам"прогнозировали рост выручки холдинга на 28,3%, до 73,75 млрд рублей год к году. Аналитики обращали внимание на рентабельности EBITDA и достижении целевого показателя в 22-22,5 млрд рублей, поскольку на протяжении нескольких кварталов EBITDA Mail.ru оказывалась ниже прогнозных значений и менеджмент ожидал существенного улучшения рентабельности, в том числе за счет выравнивания расходов в игровом сегменте и соцсетях.
Поддержку рентабельности оказало исключение из публикуемых результатов показателей Pandao, который за 9 месяцев показал операционный убыток в 1,6 млрд рублей. Маркетплейс Pandao был классифицирован компанией как актив для продажи в рамках сделки с AliExpress Russia. руппа должна внести в него Pandao и денежные средства (размер не назывался). Отчетность компании совпала и с прогнозом ФК "Уралсиб". "Учитывая, что текущие котировки уже отражают крайне оптимистичные ожидания относительно роста, на наш взгляд, существует риск высокой волатильности цен акций Mail.Ru", - отмечали они.

$44 млн на расписки

Чистая прибыль Mail.ru Group с учетом "разового неденежного списания" в размере 1,7 млрд рублей выросла на 6,4% и достигла 14,1 млрд рублей, без учета списания рост показателя составил 19,2%. Как ранее поясняли в холдинге, списание связано с учетом "понесенных в прошлом капитализированных затрат на разработку" игры Armored Warfare. "Списание неденежное, так как является компенсацией понесенных в прошлом и капитализированных затрат на разработку", — уточняли в компании. Чистый остаток денежных средств на конец 2018 года составил 11,7 млрд руб., что на 3,7 млрд рублей ниже показателя прошлого года.
Mail.ru Group также объявила в отчетности, что планирует выкупить с рынка до 1,8 млн GDR (глобальных депозитарных расписок) в течение 18 месяцев в связи с инвестициями в рамках сделок в AliExpress Russia и United Media Agency (покупка доли в аудиосервисе Boom). Выкуп бумаг будет осуществлять Employee Benefit Trust - траст, созданный для выполнения обязательств компании по опционной программе. В Mail.ru Group пояснили, что банковское финансирование может быть использовано, например, на сделки по слиянию и поглощению или на выкуп GDR с рынка. На 11:17 мск расписки на акции эмитента торговались на Лондонской бирже по цене $24,6. Таким образом, на программу выкупа Mail.Ru может потратить до $44,28 млн.

Удвоить "ВКонтакте"

Гендиректор Mail.ru Group подчеркнул, что компания по-прежнему рассматривает социальные сети и коммуникации "как центр экосистемы, в которую встраиваются новые сервисы". Так, холдинг намерен интегрировать новую платформу в рамках совместного предприятия с Alibaba. В качестве первого шага в этом направлении AliExpress выпускает мини-приложение "ВКонтакте", дающее пользователям доступ ко всему ассортименту товаров внутри соцсети. Кроме того, соцсеть намерена развивать функциональные возможности QR-кодов с помощью удобной платформы для малого и среднего бизнеса.
В отчетности холдинга подчеркивается, что выручка "ВКонтакте" выросла в четыре раза с 2014 года. Тогда она составляла 4,3 млрд рублей, в 2018 году — около 18 млрд рублей, это на 45% больше, чем годом ранее. "ВКонтакте" обладает значительными возможностями дальнейшего развития, и мы ожидаем, что сможем еще раз удвоить выручку ВКонтакте в следующие 3—4 года", - заявили в компании.
Четвертый квартал 2018 года, отмечают в компании, стал рекордным по рекламной выручке, в первую очередь, в соцсетях. Как и в предыдущих кварталах, мобильные промопосты в соцсетях, в том числе видеопосты — по-прежнему самый быстрорастущий сегмент рекламы, и активность рекламодателей ВКонтакте и Одноклассников продолжает повышаться. Ежедневное количество комментариев осенью выросло на 20% благодаря новым веткам комментариев и другим нововведениям в новостной ленте, считают в компании. Количество просмотров историй возросло на 92%, просмотров видео - на 40% за счет обновления стримингового сервиса.

Tech Lab, Boom и 23 млрд на играх

Mail.ru Group вместе с публикацией итоговой отчетности объявила о запуске нового направления -MRG Tech Lab, в рамках которого будут работать группы экспертов из различных подразделений компании. Проект будет работать в области искусственного интеллекта, распознавания голоса и изображений, а также в сфере разработки новых экспериментальных коммуникационных продуктов.
В холдинге рассчитывают, что это позволит интегрировать новые продукты в экосистему Mail.ru. В 2019 году компания планирует вложить в разработки MRG Tech Lab от 1 до 1,5 млрд рублей. "В 2019 году мы будем еще активнее поддерживать инновационные технологические проекты", - заверил Добродеев. Войдут ли в новое направление анонсированные в прошлом году проекты, например, аналог "Яндекса" и "умная колонка", в компании прямо не говорят. "Речь идет об уже запущенных проектах и разработке новых, о которых мы будем сообщать своевременно", - заявили в пресс-службе холдинга.
Mail.ru Group отчиталась и о росте своего игрового направления. Так, выручка от MMO-игр выросла на 34% год к году, до 23,2 млрд рублей. Доля международной выручки от игр в общем объеме выручки компании составила 20%, маржинальность игрового бизнеса в четвертом квартале достигла 33%, а за год - 17%. Крупнейшими зарубежными рынками для компании стали Германия, США и Япония.
Так, в конце прошлого года количество установок игры Hustle Castle достигло 30 млн. Франшиза Warface сохраняет третье место по выручке после War Robots и Hustle Castle. В конце третьего квартала Warface вышла на рынок консолей, с тех пор консольные версии собрали свыше 6,5 млн регистраций, при этом 95% зарегистрировавшихся пользователей - за пределами России. "Мы ожидаем дальнейший рост показателей Warface благодаря выпуску мобильной версии игры, а также активной поддержке консольных версий. Warface остается для нас ключевой действующей франшизой", - подчеркнули в компании.
В 2019 году планируется выпустить Space Justice - мобильную игру, в основе которой лежит механика скролл-шутера HAWK: Freedom Squadron. Также готовится выпуск двух лицензированных проектов в жанре MMORPG - Conqueror"s Blade и Lost Ark.
Помимо игр, холдинг намерен развивать и контент-сервисы – на эти цели планируется направить 500 млн рублей инвестиций, в том числе, в музыкальное приложение Boom для прослушивания музыки ВК и в "Одноклассниках"Аудитория сервиса в 2018 году составила 2,1 млн человек. В декабре прошлого года компания подписала договор о приобретении оставшейся доли в размере 80% в капитале United Media Agency. Стоимость сделки составит $97 млн. Реализация сделки запланирована на I квартал 2019 года. В мае 2018 года Mail.Ru Group также приобрела 20% в UMA.

Доставка еды и "барахолка" почти на 3 млрд выручки

Отдельно стоит отметить темпы роста сервиса доставки еды от Mail.ru Group. Выручка Delivery Club выросла на 48% год к году, до 1,9 млрд рублей. При этом в четвёртом квартале рост составил 71%, до 646 млн рублей, а ежемесячная аудитория росла на 67%. Число ресторанов, к которым подключен Delivery Club, составило 8,3 тыс. Сервис доступен в 107 городах России.
Ближайший конкурент – "Яндекс. Еда", но там выручку сервиса не раскрывают. Cогласно прогнозу UBS, "Яндекс. Еда" будет активно расти и к 2022 году ее доля может достичь 43%, а Delivery Club – составить 55%. Сопоставимо и число партнеров конкурирующего сервиса – к "Яндекс.Еде" подключено 8 тыс. ресторанов в 24 городах России.
"В четвертом квартале мобильное приложение Delivery Club получило масштабное обновление, мы начали тестирование нового ПО на базе искусственного интеллекта, которое планирует передвижение курьеров и помогает существенно повысить эффективность и сроки доставки. Также мы заключили соглашения о доставке еды с KFC и McDonald's", - отчитались в Mail.ru
В компании также раскрыли показатели своего сервиса на рынке социальной коммерции - выручка от сервиса объявлений "Юла" превысила 1 млрд рублей, а число активных пользователей — 27 млн человек. Основная часть выручки пришлась на сегмент C2C, продаж пользователей сервиса друг другу. "Еще одна впечатляющая веха была достигнута в монетизации, так как "Юла" стала самой быстрой e-commerce платформой в России, годовой доход которой превысил 1 млрд рублей. Главный конкурент "Юлы", классифайд Avito, годовых показателей пока не раскрыл. Однако за 9 месяцев 2018 года выручка сервиса составила 10,3 млрд рублей ($162 млн), что на 30% выше, чем годом ранее. Ежемесячная аудитория сервиса оценивается в 34,3 млн посетителей.

Нерекламная стратегия

В 2019 году Mail.ru Group прогнозирует увеличение выручки в 2019 году на 18-22%, до 85-88 млрд рублей. Показатель EBITDA ожидается на уровне 32-34 млрд рублей. "Даже с учетом эффекта на маржинальность от изменения в ассортименте игр, инвестиций в MRG Tech Lab и инвестиций в развитие контент-сервисов EBITDA за 2019 год в соответствии с МСФО ожидается на уровне 32-34 млрд рублей", - отметили в компании
В Mail.ru Group, при этом, подчеркнули, что рассматривают разные варианты финансирования Delivery Club и "Юлы", поэтому компания не включила их в прогноз выручки на 2019 год. Также в компании пояснили, что с первого квартала 2019 года холдинг разделит свои проекты на три сегмента в отчетности: коммуникации и соцсети (включая почту, поисковик и другие), игры, а также новые проекты (туда войдут "Юла", Delivery Club, ESforce, MRG Tech Lab и другие).
По словам Group Бориса Добродеева, в 2019 году компания собирается "сосредоточить свои усилия на повышении эффективности рекламы" за счет "совершенствования рекламных технологий и продуктов" и расширения рекламной сети — в Mail.Ru Group собираются привлечь новых рекламодателей, рассчитывая, что ими станут малый и средний бизнес, а также офлайн-ретейлеры
Выручка "Яндекса", главного конкурента Mail.Ru Group и крупнейшей it-компании в стране, за прошлый год составила 126,4 млрд рублей (рост на 41%). Львиная доля оборота пришлась на рекламу - 101,1 млрд рублей. Выручка направления "Такси", включая доставку еды, выросла на 293%, до 19,2 млрд рублей (это 15% от всей выручки). В целом, доля выручки от других бизнесов компании достигла 20%. Гендиректор "Яндекса" Аркадий Волож подчеркивал, что каждый пятый рубль, или 25,3 млрд руб., компания получила от не связанного с рекламой бизнеса. Заявления о диверсификации бизнеса, между тем, не убедили инвесторов - к закрытию торгов на NASDAQ цена акций компании упала на 8,5% до $31,4. Рост нерекламных направлений Mail.Ru Group и выручки обнадежил рынок - акции холдинга на торгах Лондонской бирже 1 марта торговались у отметки $24 за бумагу, рост к закрытию составил около 1,6%