Империя в расцвете. Что изменилось в строительном ретейле через год после ухода "К-Рауты"

Автор фото: Сергей Ермохин
Открытие гипермаркета "Леруа Мерлен" на Московском шоссе.

На днях "Леруа Мерлен" открыла последний магазин в приобретенных год назад у "К-Рауты" восьми помещениях в Петербурге. Прошлогодняя сделка оказалась знаковой для рынка DIY, как, в принципе, и весь 2018 год. "ДП" рассказывает, как преобразился рынок строительных магазинов в этот период и какие дальнейшие планы вынашивают игроки.

В разговоре с "ДП" игроки признались, что опасались сделки "Леруа Мерлен" и "К-Рауты". Но в итоге 2018 год впервые за несколько лет показал значительный рост рынка строительных ретейлеров и оказался успешным практически для каждого игрока.

Поглощение финнов

Финская сеть "К-Раута", принадлежащая концерну Kesko, планировала уйти из России уже давно. Финансовые результаты финнов здесь не устраивали, но быстро свернуть деятельность было сложно. Компании принадлежало 14 магазинов по всей России, восемь из которых приходятся на Петербург. Поэтому "Леруа Мерлен", которая с 2016 года начала успешно наращивать свои обороты, пришлась очень кстати.
Сделка в 12 млрд рублей (изначально игроки рынка в разговорах с "ДП" оценивали ее всего в 4 млрд) оказалась взаимовыгодной — "К-Раута" оказалась свободна от России, а "Леруа Мерлен" получили готовые помещения, выгодные для реализации строительных материалов.
"В рекордные сроки мы полностью переоборудовали все помещения и открыли под своим брендом уже все восемь: семь в формате классических гипермаркетов и один — в новом для нас формате Центра выдачи интернет-заказов. Буквально на днях, 27 февраля, мы открыли последний из объектов, ранее принадлежавших Kesko, в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове. По итогам прошлого года мы можем смело сказать, что наш рост был выше рынка, но, конечно, за счет рекордного количества новых магазинов, открытых в регионе", — вспоминает региональный директор "Леруа Мерлен Восток" Алексей Лесников в комментарии для "ДП".
На трансформацию восьми магазинов "К-Раута" в Петербурге французский ретейлер потратил 2,4 млрд рублей. Всего в каждый из магазинов необходимо было вложить от 300 до 400 млн рублей в зависимости от состояния каждого объекта. Это не единственное, что сделала компания в 2018 году. Например, один из старых магазинов был преобразован в Центр исполнения заказов "Леруа Мерлен Парнас".
Сейчас "Леруа" — крупнейшая в Петербурге DIY-сеть, которая владеет 12 точками продаж. Для сравнения количество магазинов ни у одного из ее прямых конкурентов (сети "Максидом", "Петрович", IKEA и OBI) не доходит даже до десятка. Кроме того, "Леруа Мерлен" из всех DIY-операторов имеет самые большие магазины площадью в среднем 10-12 тыс. м2 с большой парковкой.

Пошли в рост все вместе

Основные конкуренты "Леруа Мерлен" говорят о том, что прошедший год был для них удачным, поэтому они надеются закрепить свои успехи в непростом для отрасли 2019 году, когда она, как и все остальные рынки России столкнулась с повышением НДС. Как отмечает региональный менеджер региона "Северо-Запад" ОВI Россия Павел Удодов, сделки в компании "Леруа" и ее расширения все опасались. "Однако для нас прошедший год оказался более успешным, чем предыдущий. Это произошло из-за того, что, во-первых, было расширение ассортимента наших товаров и ввод новых товаров, которых раньше не было, и снижение цен. Кроме того, мы запустили программу лояльности. Во-вторых, с уходом "К-Рауты" на рынке резко сократилось предложение. С рынка ушел игрок, у которого был широкой ассортимент. Я считаю, что вообще сейчас выигрывает тот, у кого широкий ассортимент, что и доказывают финансовые результаты", — говорит он и подчеркивает, что у OBI есть преимущество перед конкурентом — товары для сада, которых у "Леруа Мерлен" в ассортименте нет.
Многие эксперты сходятся в том, что удача улыбается не только "Леруа". Так, СТД "Петрович" остается самым быстрорастущим игроком на рынке DIY и крупнейшим отечественным ретейлером товаров для строительства и ремонта. В 2017 году его оборот вырос на 22%, а в 2018 году компания сумела достичь рекордных в своей истории показателей: прирасти на 30,55% (вместо запланированных 20%) с выручкой 49,3 млрд рублей. Оборот e-commerce достиг 18 млрд рублей (прирост к 2017 году составил 37%).
Представители СТД "Петрович" рассказали также, что в 2020 году планируют открыть в Москве два торгово-строительных центра. Своим конкурентным преимуществом, которое позволяет компании держать высокую планку, в "Петровиче" назвали быструю доставку стройматериалов в Москве (за 5 часов) и в Петербурге (за 2 часа).
Стоит отметить, что начиная с 2014 года из-за повышения цен на импортные товары и падения покупательной способности объем рынка DIY сокращался вплоть до 2017-го. Так, в 2014 году он упал на 17%, до 109 млрд рублей, в 2015 году — на 8%, до 100 млрд рублей, а в 2016-м, по данным Infoline, сократился на 9,5%, до 90 млрд рублей. В 2018 году ситуация резко изменилась. Многие игроки рынка связывают этот рост с процессами на рынке ипотеки — петербуржцы ринулись покупать квартиры в кредит и вслед за бумом на строительном рынке прибыль пришла и на рынок магазинов строительных материалов.

У всех свои клиенты

Небольшие игроки рынка строительного ретейла никаких принципиальных изменений на себе не почувствовали. Более того, вслед за крупными сетями небольшие компании также показали рост. Секретарь руководителя ТД "Вимос" Анна Сурова, например, рассказала, что их предприятие планирует расширяться и открывать новые точки продаж в 2019 году.
По словам директора по развитию, руководителя проекта "СтройДвор СПб" Валерия Тютюнникова, во многом баланс на рынке сейчас сохраняет некоторое сегментирование магазинов: "Есть крупные игроки, есть такие, как мы. И у всех свои клиенты. Те, кто привык ходить в "Леруа Мерлен" или OBI, так и будут это делать. Те, кто привык делать покупки у нас, также останутся нашими верными клиентами, несмотря даже на открытие точек крупных ретейлеров поблизости", — пояснил он.
В этом году "СтройДвор СПб" новых точек запускать не будет, в апреле прошлого года уже был открыт филиал в ТД "Вилла" на улице Савушкина. "На запуск таких точек уходит 1-2 года. В этом году мы сосредоточимся на расширении уже имеющихся объектов. Так, на Московском шоссе площадь отдела увеличится на 1 тыс. м2, на проспекте Ветеранов — на 300 м2. Мы почувствовали рост спроса покупателей в конце 2018 года — начале 2019-го, плюс сейчас идет активизация спроса за счет открывающегося строительного сезона. В 2017 году было много хороших предложений по площадям, но не было такого спроса со стороны покупателей, поэтому мы ничего и не открывали", — пояснил он.