Распишитесь на заборе. ЗакС принял в первом чтении закон о граффити

Автор фото: Михаил Спицын

Депутаты решили не упускать возможность заработать немного паблисити на популярной общественной дискуссии.

Эксперты поделились с "ДП" оценками, что внедрение стрит–арта только в одном историческом районе может дать туриндустрии 100 млн рублей в год. В упрощенном порядке согласований также могут быть заинтересованы застройщики.

Правильные правила

Скандалы вокруг граффити, которые закрашивают "бездушные чиновники", возникают регулярно. Последний был связан с новогодним изображением наряжающей елку девочки на Суворовском, которое безжалостно замазали серой краской. (Говорят, в город приезжали первые лица, и дворникам был дан приказ устранить все несанкционированные изображения по пути их следования.)
Депутаты ЗакСа прислушались к народным чаяниям и утвердили изменения в закон о благоустройстве, предполагающие введение специальных правил создания объектов уличного искусства. Правда, заботу по созданию самих этих правил возложили на правительство.
К 5 апреля должны быть подготовлены поправки ко второму чтению с перечнем зон свободного творчества, где можно рисовать без всяких согласований (скорее всего, это будут бетонные заборы).
Однако известно, что глава КГАВладимир Григорьев относится к расписыванию стен со скепсисом. Поэтому, если закон обяжет чиновников разрабатывать правила для граффити, вряд ли эти правила окажутся простыми.
Строго говоря, они существуют и сейчас. "Заявителю необходимо согласовать в КГА проект благоустройства, а в силу положений Жилищного кодекса получить согласие собственников и жильцов дома на использование общего имущества в целях размещения росписей, граффити или мозаики", — заявили "ДП" в комитете по градостроительству. И подчеркнули, что "несмотря на давно существующий, законодательно урегулированный процесс, на рассмотрение в комитет не поступало ни одного эскиза росписи фасада здания, ни в периферийной части города, ни в исторической".
Следить за соблюдением этих правил должны районные администрации (есть такие полномочия и у муниципалов). Вместо этого муниципалы часто сами выступают заказчиками росписи брандмауэров военно–патриотическими картинками, тратя на это деньги своих бюджетов. Например, в Петроградском районе.

100 млн на район

Противостояние — часть ментальности уличного искусства, сказал "Деловому Петербургу" сооснователь АНО "Институт исследования и развития стрит–арта" Михаил Астахов.
"Закон будет работать только для творческих групп, которые ориентированы на сотрудничество с официальными городскими институтами", — считает исследователь.
Однако если город будет открыт для уличного искусства, он может получить экономический эффект. Михаил Астахов рассказал, что к 280–летию Василеостровского района (отмечалось в 2017 году) институт выполнил "техническое обоснование" того, как сделать из Васильевского острова "эталонный район современного графического уличного искусства".
"Получалось, что создание взвешенных экскурсионных программ способно дать району на выходе до 100 млн рублей в год на третий–четвертый год проекта", — рассказал Михаил Астахов. Предполагалось, что произведения стрит–арта будут скомпонованы в экскурсионные маршруты". За счет уличного искусства можно обеспечить до одного дополнительного дня присутствия в городе туристической группы, и только выручка от туризма может увеличиться на четверть", — подсчитал сооснователь института.

Специалисты без дела

В законе нужно четко разграничить граффити как вид искусства и как хулиганство, сказал "ДП" профессор кафедры живописи Академии художеств, бывший главный художник города Иван Уралов. Иначе "легализация" граффити напомнит "очередную легализацию ларечной торговли".
А главный вопрос нужно ставить о возрождении и развитии профессионального монументального искусства. "У нас в стране есть огромная армия великолепно обученных специалистов — и, конечно, за их работу нужно платить деньги. Понятно, что хочется все получить бесплатно, но это неправильный подход", — добавил Иван Уралов.
Еще один собеседник "ДП", кандидат философских наук, юрист–градозащитник Павел Шапчиц, отметил, что новым законом может быть снят вопрос с рисунками на стенах трансформаторных будок. А именно с ними была связана значительная часть скандалов с закрашиванием. Энергетические компании легко дадут согласование на расписывание своих объектов, если решится вопрос с КГА, предполагает он.
Кроме того, важно, чтобы рисунки нравились не только их авторам. "Я не вижу ничего плохого в худсоветах, которые будут оценивать и задумку (проект), и возможности художественного исполнения", — отметил Павел Шапчиц.

Клепанный Климт

Не следует забывать и изображения на брандмауэрах, которые размещают строители жилых домов, сказал "ДП" член Градостроительного совета архитектор Сергей Орешкин. Среди них есть большое количество копий известных произведений искусства.
"В Кудрове, например, Густава Климта клепают. У меня это вызывает раздражение: такое нельзя тиражировать, ведь автор, когда рисовал эту вещь, не предполагал, что ее растянут на 8–10–этажный дом", — пояснил он.
Кроме того, стоит доработать вопрос с тем, кто несет ответственность за самовольные граффити. "Мы у себя в офисе на выходные закрываем жалюзи на окнах, и к понедельнику они уже измазаны всякой дрянью. И получаем предписания немедленно привести все в порядок. Фактически от меня хотят, чтобы я в выходные офис охранял", — добавил Сергей Орешкин.