Плата за код. Петербургский рынок оказался не готов к маркировке товаров

Автор фото: Петр Ковалев/ТАСС

С 1 марта в РФ вводится обязательная маркировка ряда товаров. Но рынок к изменениям пока не готов.

С 1 марта 2019 года согласно распоряжению правительства РФ № 792–р от 28.04.2018 обязательная маркировка должна наноситься на табачные изделия. С 1 июля список товаров, подлежащих идентификации, пополнит обувь. С 1 декабря придется маркировать духи, шины, предметы одежды, фотокамеры и пр. Хотя пилотный проект, предполагающий добровольную маркировку, стартовал больше года назад, как оказалось, петербургский бизнес к нововведениям совершенно не готов.

50 копеек без НДС

В феврале на федеральном портале был опубликован проект постановления правительства "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров", подготовленный Минпромторгом. В документе описаны правила маркировки товаров, а также положение об информационной системе мониторинга за оборотом продукции.
Также был опубликован еще один документ, который определяет стоимость услуг по предоставлению кодов маркировки, плата за один код (для одной единицы изделия) без учета НДС составит 50 копеек. Это не относится только к жизненно необходимым лекарствам стоимостью менее 20 рублей.
Оператор системы — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — начнет взимать оплату с 1 июля 2019 года. Ранее СМИ сообщали, что 50% этой компании принадлежит USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, и по 25% — Александру Галицкому, управляющему партнеру Almaz Capital Partner, и госкорпорации "Ростех".
ЦРПТ взаимодействует с несколькими государственными системами: ЕГРЮЛ, ЕГРИП, госреестром аккредитованных филиалов, представительств иностранных юрлиц и пр.

Затратное мероприятие

Участники товарного рынка должны заключить с оператором договор по типовой форме, которая утверждается Минпромторгом. Код товара создается в два этапа — сначала формируется код идентификации, а затем код проверки. Код маркировки предоставляет оператор. В случае, когда код идентификации формирует сам производитель, оператор выдает код проверки. Маркируют товар в местах его производства, или упаковки (переупаковки), или хранения.
И, хотя ряд производителей поддерживает идею маркировки продукции, новые требования могут повлечь немалые затраты. "Основной плюс — это возможность проверить, откуда и каким образом товар попал на прилавок.А вот минус, как всегда, в многочисленных затратах на это мероприятие. После увеличения НДС товары и так дорожают, маркировка — это дополнительная нагрузка на кошелек покупателя", — считает Алексей Банников, гендиректор ГК "Фотосклад.ру".
"Придется нанимать специалиста по маркировке или обучать сотрудника, а это лишние траты", — говорит Светлана Молчанова, президент Союза производителей легкой промышленности.
По ее словам, значительнее всего требования по обязательной маркировке отразятся на бизнесе небольших швейных компаний. "Они уверены, что к декабрю закроются и будут лишь сдавать помещения в аренду", — объясняет Светлана Молчанова. Одновременно с этим предприниматели признаются, что не до конца понимают, как именно должны осуществлять маркировку.
"Нет понимания ни технологии маркировки, ни ее целесообразности. Производители и так платят налоги, что еще этим хочет государство отследить? В данном случае речь даже не про торгующие компании, а про выпускающие продукцию", — рассказывает Ирина Миронова, владелица Lady Sharm. По ее оценкам, компания потеряет 2–3% годовой выручки.
"С 1 декабря 2019 года уже начнутся проверки и наложения штрафных санкций, а мы даже не знаем, как подготовиться к новым правилам работы. Непонятно, кто занимается съемом данных о маркировках и передачей их в налоговую, каким образом, например, теперь компании работать по договору комиссии. У нас есть партнеры, с которыми мы работаем по договору комиссии, фактически товар не выкупается", — говорит Ирина Миронова.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, за неверную маркировку ИП может быть оштрафован на 20–30 тыс. рублей, а юрлицо — на 100–300 тыс. рублей.
Не менее пессимистично инициативу оценивают и производители обуви. "Все, кто занимается импортом, в глубоком расстройстве. Цены на товары из–за маркирования сильно подскочат вверх. Придется каким–то образом их сдерживать, притом что обувной рынок стагнирует", — говорит Владимир Григорьев, глава AFOUR Custom Footwear.