Концепция устранения пробелов. Проблемы госрегулирования закупок

 

Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, подписанная премьер–министром Дмитрием Медведевым, включает в себя и раздел, посвященный госзакупкам. В документе зафиксировано, что в контрактной системе "сохраняются пробелы и внутренние противоречия правового регулирования". Сформулированы 10 проблемных вопросов самого разного плана. Я бы ничего из этого списка не исключал, но точно бы добавил и другие пункты. Отдельная проблема — работа информационной системы и ее защищенность от разного рода неправомерных действий.
Один из пунктов концепции — организация закупок на основе каталога товаров, работ, услуг. Цель — помочь заказчикам сформулировать предмет закупки, чтобы они не упускали те характеристики, которые важны для получения качественного результата в пределах выделенного финансирования. Однако все аспекты для всех случаев отразить сложно или даже невозможно. Это достаточно "молодой" инструмент закупок. Формирование каталога идет медленно, он включает лишь отдельные группы товаров. Но с обязательностью его использования отдельным заказчикам, пожалуй, будет сложнее реализовывать свои противоправные желания.
Также в концепции уделено внимание теме исключения участия в закупках недобросовестных поставщиков. Способом решения проблемы обозначено введение универсальной предквалификации — допуска к закупкам свыше определенного объема только участников, имеющих успешный опыт исполнения любого контракта независимо от предмета закупки в объеме не менее 20% от начальной цены. Здесь, как кажется, нужно уточнять, что это значит — "независимо от предмета закупки". Чтобы не получилось, что "сапожники начнут печь пироги", раз преуспели в сапожном деле.
Сейчас, например, в 99–м постановлении российского правительства установлены как дополнительные требования, так и список документов для подтверждения соответствия. Случаев (предметов закупки) немного (так как речь о технически и (или) технологически сложных товарах, работах, услугах; инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера), применение предквалификации происходит не часто. Попытка расширить ее применение — это, с одной стороны, да, ограничение рынка. Но по вполне логичным мотивам: не допускать к поставкам для госнужд тех, у кого еще пока нет опыта, снизить риски для госзаказчиков оказаться в патовой ситуации.
Вообще, акцентируя внимание на недобросовестности участников закупок/исполнителей по контрактам, забываем часто, что эта недобросовестность порождена как неправомерными устремлениями тех или иных заказчиков, так и несовершенством законодательства. Минимизировать эти проблемы можно, в частности, независимым общественным контролем со стороны самих потребителей тех самых товаров, работ, услуг.
Павел Талеров, директор учебного центра по ресурсному обеспечению управления государственными и муниципальными заказами НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге