Краситься нельзя смывать. Российский рынок органической косметики к 2020 году может вырасти в 2 раза

Автор фото: ТАСС/Александр Рюмин

Популярная в Европе органическая косметика постепенно приживается и в России.

Ожидается, что российский рынок органической косметики к 2020 году вырастет примерно в 2 раза. При этом в абсолютных цифрах этот объем останется ничтожно мал — не больше 4 млрд рублей. Всего в России порядка 60 компаний производят зеленую косметику, но пока ни одна из них не готова заниматься исключительно органикой.

Что есть с чем

По данным исследования информационно–аналитического бюро "СтекТех", сегмент органической косметики в России динамично развивается: средний годовой прирост составляет 8–10%.
При этом одной из основных проблем рынка остается терминологическая: потребитель зачастую не отличает органическую косметику от натуральной.
Их принципиальная разница заключается в наличии сертификата, гарантирующего безопасность для здоровья человека и окружающей среды в целом. Одно из основных требований — легко утилизируемая упаковка. Запрещается использовать микропластик, парафин, вазелин, силиконы и парабены.
"Сырье для органической косметики должно быть исключительно естественного происхождения, как правило, выращенное на специализированных базах без применения пестицидов", — уточняет директор консультационного аналитического агентства BioCosmOS Елена Коваль.
Для сравнения: чтобы производитель имел право назвать свой продукт натуральным, средство может иметь в составе всего один "живой" ингредиент.
Сертификат международного образца российские органические бренды чаще всего получают по европейскому стандарту COSMOS (объединяет Англию, Германию, Францию, Италию).
При этом присвоить статус органической можно не всей продукции, а выделенной линейке или отдельным средствам. Так, на данный момент ни одна отечественная марка не является полностью органической. Поэтому лидеров рынка эксперты выделяют по количеству сертифицированных наименований. Среди этих лидеров — Mi&Ko (по итогам 2017 года выручка составила 102,2 млн рублей) и Levrana (42,5 млн рублей).
"Мы прошли сертификацию по системе COSMOS Organic. Бывают сложности с поставщиками, потому что наши ингредиенты тщательнее проверяются на соответствие заявленному качеству", — рассказали в компании Levrana.
В этом году марка Mi&Ko впервые от России представила свою продукцию на международной выставке натуральной косметики Vivaness–2019 в Нюрнберге.

Тренд налицо

Мода на органическую косметику пришла в Россию из Германии. В Европе этот рынок растет на 20% в год. Лидерами являются немецкие марки Weleda, NoniCare и Dr. Hauschka.
Примечательно, что в сети магазинов "Рив Гош" представлены только они. "Наш опыт показал, что российские женщины падки до звучных брендов, органика их мало интересует. И если в столице спрос еще есть, то в регионах этот сегмент пока проваливается", — поделилась мнением бывший вице–президент "Рив Гош" Коринн Жак.
Специалисты поясняют: в то время как гиганты косметического рынка закладывают в стоимость продукта до 90% на маркетинг, производители экосредств вопросом раскрутки занимаются в последнюю очередь. По грубым оценкам, цена органического косметического средства складывается из затрат на сырье (60–70%), рецептурные разработки (10–12%) и упаковку (до 18%). При этом на косметическом рынке такое вложение средств в упаковку считается большим, но для "живой" продукции оправданным — иначе ингредиенты потеряют свои свойства.
По словам экспертов, иностранные бренды настолько популярны в Европе, что дополнительно вкладывать средства в маркетинг им не имеет смысла. В то же время на российском рынке ситуация противоположная, но бренды не считают целесообразным разворачивать здесь дополнительные рекламные кампании, это противоречит их политике.

Быстрее, выше, зеленее

В 2017 году объем российского рынка парфюмерии и косметики составил 417,2 млрд рублей, что на 7,1% больше, чем в 2016 году. Из–за неравномерной представленности посчитать отдельно долю на рынке именно органики практически невозможно. При этом эксперты утверждают, что она не дотягивает и до 1% от всего объема.
В отличие от пищевых продуктов, на рынке косметики приставка "эко" не значит "дороже". Как свойственно рынку в целом, среди органической косметики также выделяют масс–маркет и премиальный сегмент. Директор магазина натуральной и органической косметики Zelenika Полина Недвига рассказывает, что максимальная цена органического премиум–средства составляет 11 тыс. рублей. В этой категории наблюдается наибольшая конкуренция — в основном среди крупных зарубежных марок.
При этом некоторые игроки рынка принципиально против подобной маркировки, поскольку она, по их мнению, вводит потребителей в заблуждение. Зачастую многие надписи, такие как "био", "органика", "натуральная", не подтверждены сертифицирующими органами.
"В Европе, например, кроме этой надписи обязательно должен быть номер сертификата и название органа, который выдал этот документ, — рассказывает генеральный директор косметической сети Lush Россия Дмитрий Азаров. — К тому же во Франции, чтобы получить бумагу об органичности продукта, достаточно, чтобы 15% ингредиентов были органическими, все остальное может быть чем угодно. Некоторые наши компании этим пользуются и сертифицируют свою продукцию именно там".
Тем временем, например, пищевая сода, входящая в состав бомб для ванн, признана не вредной для здоровья, но она синтезируется химически. Соответственно, содержащий ее продукт, даже если в составе есть органические эфирные масла, не может считаться органическим.
Органическая косметика — это, безусловно, тренд. Бизнес этот прибыльный. Как и во многих других видах предпринимательской деятельности, есть ярко выраженная сезонность и прямая зависимость от уровня доходов населения. Но в сегменте премиум–класса спрос на органическую косметику только растет. Наша лаборатория и производственные технологии сразу были настроены на выпуск только органических продуктов. Компания занимается этим уже 46 лет. Нашим конкурентам в нынешних экономических условиях сложно бороться с лидерами. Но видно, что они очень хотят этого и чувствуют тренд. Спрос есть, а значит, есть перспективы развития.
Сергей Горохов
директор по работе с клиентами компании — дистрибьютора французской косметики PHYT’S
Требования к качественной органической косметике очень строгие: любое отступление от рецептуры, смена поставщика сырья, даже использование другой воды в процессе производства отслеживаются сертифицирующим органом. В 2019 году мы выходим на важный этап развития — сертифицируем продукцию компании по стандарту COSMOS Organic. Готовились к этому несколько лет. Как сертификация отразится на продажах, сказать пока сложно, об этом можно будет сделать вывод только в конце года. Российские органические марки только–только начинают заявлять о себе. Каждая пытается найти свое место на рынке. Кто–то делает ставку на решение какой– то косметической проблемы, кто–то — на особые формулы, кто–то, как мы, — на ароматерапевтический эффект.
Екатерина Матанцева
основатель бренда натуральной косметики Mi&Ko