Остановить на подступах к Госдуме. Новый закон о торговле может ухудшить условия для бизнеса

Автор фото: Сергей Ермохин
Виктор Евтухов, статс-секретарь, заместитель министра торговли РФ

Предприниматели опасаются, что новый закон о торговле ухудшит условия ведения бизнеса.

Разработчики нового федерального закона о торговле рекламируют его преимущества, а на спорные пункты не обращают внимания. В интервью "Российской газете" заместитель главы МинпромторгаВиктор Евтухов сообщил, что с принятием документа откроется 250 тыс. новых рабочих мест в малом бизнесе, упростится работа автолавок — они смогут стоять, где позволяют правила дорожного движения. Кроме того, предприниматели взамен ликвидированных ларьков смогут получить места для новых. Проект закона на днях внесли в Госдуму.

Не услышали

"Мы принимаем такой закон на ура, — говорит Юрий Рагулин, генеральный директор ООО "Айсберг", — если бы не три маленьких но, которые сводят на нет все радужные перспективы. Это запрет субаренды торговых мест в павильонах, однократное продление аренды — последующее только через торги — и возможность менять закон согласно пожеланиям местных властей. Эти инициативы появились в законопроекте тогда, когда процедура оценки регулирующего воздействия (ОРВ) была закончена".
Юрий Рагулин продемонстрировал адресованное ему письмо из Совета федерации от 30.01.2019, от комитета по экономической политике, где говорится, что новый законопроект не был поддержан. "Но тем не менее законопроект отправился в Госдуму, — недоумевает Юрий Рагулин. — Стоит вспомнить, что группа экспертов из Петербурга во главе с бизнес–омбудсменом в январе съездила в Москву, на заседание Общественной палаты РФ, обращались также к депутатам Госдумы от Петербурга. Все участники встреч с петербургскими бизнесменами вникли в проблему и обещали содействие".
Возможно, содействие подоспеет несколько позже, когда документ будут обсуждать даже не в первом, а во втором чтении. "Хотелось бы в это верить, — говорит Сергей Круглик, экс–глава КУГИ Центрального района и представитель компании "Ината", которая судилась с КИО по поводу аренды, — но это интервью похоже на попытку спасти закон. К документу на этапе ОРВ было много претензий. Особенно по части регулирования работы моторизированных торговых объектов (МТО, автолавок). Ведь самого понятия "МТО" нет в Земельном кодексе, в случае принятия закона у этого бизнеса возникнет много проблем".
Янина Гришина, лидер НП "Содействие малому бизнесу", обращает внимание на то, что "закон явно рамочный" и противоречивый, так как сами правила к нему позволят устанавливать местным властям. "А наши местные правила всем известны, — подчеркивает Янина Гришина, — на 100 м от метро всех удалить, всем на торги, где не выиграть ничего и никогда, в Схему размещения не попасть и т. д.".

Все будет хорошо

"Законопроект предусматривает определение прозрачных правил предоставления мест для НТО и МТО, — сообщил "ДП" Виктор Евтухов, — в том числе компенсационных мест по договорам на размещение с правом продления их действия с добросовестными хозяйствующими субъектами без торгов, выделение МТО в отдельную категорию торговых объектов". То есть будет действовать принцип "меняется место — сохраняется бизнес".
По словам замглавы Минпромторга, предлагаемые законопроектом изменения позволят мелким предпринимателям начать развиваться, а не выживать. "Это, в свою очередь, будет способствовать притоку частных инвестиций в малоформатную торговлю", — уверен Виктор Евтухов. Он утверждает, что поступающие предложения и замечания предпринимательского сообщества (в том числе касающиеся возможности сдачи НТО в субаренду, продления договоров на размещение) будут приняты во внимание при подготовке проекта поправок к законопроекту ко второму чтению в Госдуме.