#Неслилось. К чему приведет объединение водоканалов в Ленобласти

Автор фото: ГУП "Леноблводоканал"

Всего через 10 месяцев в Ленобласти должен заработать коммунальный монстр — ГУП "Леноблводоканал" — объединение 170 водоканалов по 17 муниципальным районам. Однако уверенности, что грандиозный проект, стартовавший еще в 2016–м, состоится в срок, нет. На сегодня присоединена только половина региона. А тут еще и профильный вице–губернатор отправился под арест.

Решение объединить все муниципальные "водные структуры" в одну большую организацию было принято региональным ЗакСом в конце декабря 2015 года. Создание ГУПа закреплено в областном законе № 153–оз, инициатор документа — губернатор Александр Дрозденко, он же назначил себя контролирующим исполнение. Таким образом региональная власть решила забрать инициативу по предоставлению услуг водоотведения у органов местного самоуправления. В марте 2016 года появилась конкретная организация — ГУП "Водоканал Ленинградской области". Руководителем, не без поддержки вице–губернатора Олега Коваля, был назначен депутат областного ЗакСа Саяд Алиев (на фото). Он выходец из Всеволожского района, ранее возглавлял Дубровское городское поселение.
Задачи, возложенные правительством на "Леноблводоканал", определены четко — модернизация сети водоотведения, установление единого тарифа на услуги и восстановление прозрачности системы. Анонсировалось, что на реконструкцию полученных на баланс ГУПа сетей будет выделено 30 млрд рублей. При создании ГУПа Дрозденко дополнительно заявил, что область прекращает участие в реконструкции объектов водоснабжения, принадлежащих любым сторонним компаниям. Однако за 3 года "Водоканал" сумел прирасти лишь восемью (преимущественно периферийными) районами: Бокситогорским, Волховским, Выборгским, Кировским, Лодейнопольским, Подпорожским, Тихвинским и Сланцевским.
Всего "Леноблводоканал" соединит около 60% организаций по водоснабжению — в структуру войдут те компании, которые принадлежат муниципалитетам (в форме МУПов, ЗАО, ОАО, ООО). Организации, арендующие муниципальные объекты водоснабжения и водоотведения, могут перезаключать договоры на новых условиях ГУПа — если им, конечно, поступит такое предложение. При этом имущество частников реорганизовано не будет. В структуру не будут включены водоканалы, которые были приведены в порядок за счет частных инвестиций (к примеру, застройщиков).
Не все водоканалы перешли в ГУП в спокойном режиме. Самые заметные сложности возникли в Выборгском районе — во время мартовской реорганизации 2018 года. Тогда чиновники опасались, что ОАО "Выборгский водоканал" сможет отсудить имущество мелких предприятий и создать самостоятельную структуру, которая будет работать отдельно от ГУП "Водоканал города Выборга". Однако в реальности этого не произошло.
В январе этого года ФАС России включила "Леноблводоканал" в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения, что еще раз закрепило легитимность деятельности ГУПа. ФАС внимательнее следит за организациями, включенными в реестр, — у таких учреждений строже регламентируется порядок заключения сделок.

Спорный звон монет

На сайте "Леноблводоканала" нет детального отчета о выручке предприятия по районам: в разделе "Раскрытие информации" висит аккуратная надпись — "Раздел находится в разработке".
По данным правительства Ленобласти, за первые 2 года "Леноблводоканалу" было перечислено более 3,2 млрд рублей — средства ушли на капитальный ремонт и реконструкцию сетей, а также покупку спецтехники.
Исходя из отчета за 2016 год, общая выручка составила 27,4 млн рублей, при этом убыток предприятия на конец года составил 23 млн рублей. Такой итог в "Леноблводоканале" объяснили тем, что предприятие в 2016 году не оказывало услуг по водоснабжению.
В 2017 году "Леноблводоканал" получил более 280 млн рублей выручки, однако закончил год с убытком почти в 200 млн рублей.
Этот результат уже связан с банкротством крупного дебитора предприятия, присоединенного в том году.
Что касается МУПов, то они тоже не показывают особую эффективность в последние годы: у МУПа Волховского района в 2016 году убыток 34 млн рублей, у Бокситогорского района в 2017 году — 2,4 млн, у Кингисеппского — 7,9 млн. Причем выручка у предприятий солидная — 147 млн, 35 млн и 166 млн соответственно. Единственным МУПом, показывающим прибыль, оказался гатчинский водоканал — с выручкой 257 млн чистая прибыль составила целых 88 тыс. рублей.
Однако, как ранее писал "ДП", при небольшой или минусовой прибыли муниципальные водоканалы все же представляли интерес для местного бизнеса — так было в том же Выборгском районе, где крупный предприниматель Дмитрий Кошелев через свое ООО "Энергопроект–М" получил от местного водоканала контрактов на общую сумму 118 млн рублей.

Маленький, но гордый МУП

"При вхождении в областную структуру районные водоканалы получили рычаги влияния на крупных должников, к примеру на предприятия–монополисты в различных сферах. Это позитивно. Что касается минусов от слияния — каждый район имеет присущие ему аспекты. И если ранее муниципальная власть чувствовала ответственность за решение проблем принадлежавшей ей инфраструктуры, то вхождение в единый областной водоканал привело к размытию ответственности. У большой структуры всегда есть проблемы с мобильностью согласований действий", — отметила исполнительный директор областного отраслевого объединения работодателей–предприятий ЖКХ Жанна Журавлева.
С этой позицией согласилось большинство опрошенных участников рынка. В тех районах, у которых исправно работали МУПы, а инфраструктура сетей не обросла проблемами, муниципалы стремятся сохранить свою независимость от области при помощи федерального законодательства, которое позволяет передавать обслуживание сетей в руки частных компаний при помощи концессий.
Как отметил директор ООО "ЭкоСервис" Алексей Митрошин, к концессиям склоняется Волосовский район, в котором работает их фирма. Компания направила заявку в администрацию района, сейчас она находится на рассмотрении областного комитета ЖКХ. Как отметил Митрошин, если бы не концессионное соглашение, то руководителям "ЭкоСервиса" пришлось бы расторгать договор аренды сетей — и не факт, что "Леноблводоканал" предложил бы сотрудничество. "Скорее всего, договор бы подписан не был, а наши сотрудники перешли бы работать в ГУП, за неимением других альтернатив", — поделился Митрошин.
В случае заключения концессии ремонт сетей будет проводиться за счет трех денежных потоков — областных инвестпрограмм, вложений компании–концессионера и платежек потребителей. После вступления в силу закона о создании ГУПа компании "ЭкоСервис" пришлось перезаключить договор, чтобы закрепить за собой территорию.
"Думаю, в будущем подобную схему используют Гатчинский и Всеволожский районы", — прогнозирует Митрошин.
Гатчинский район в самом деле смотрит в сторону концессий.
"Область приняла решение избавить органы МСУ от нагрузки по водообеспечению. Вопрос в том, что передача полномочий, не реализуемая без передачи комплекса сетей и объектов, — неудачная мысль. Сегодня политический ветер изменился, и руководство страны видит наиболее оптимальный вариант развития инфраструктуры в концессионных соглашениях. Отдельный федеральный закон позволяет передавать сети в концессии как вид аренды на определенных условиях", — уверен замдиректора по экономике и развитию МУП "Водоканал" Гатчины Григорий Османов.

В контексте

В единый день голосования, 8 сентября, не только Петербургу предстоит выбирать губернатора. В соседней Ленинградской области в этот день пройдут муниципальные выборы. Они важны не только для местных элит, за электоральной кампанией будет пристально следить правительство региона. Ведь всего через год, 13 сентября 2020–го, жителям субъекта предстоит голосовать на губернаторских выборах.
Для участия в выборах любому кандидату в областные начальники придется пройти муниципальный фильтр. А в его рамках — набрать не менее 161 подписи за свою кандидатуру.
В этой связи централизация "Водоканалов" — процесс, вовсе не выглядящий случайным. Ведь не секрет, что именно поступления от местных "водяных предприятий" порой формировали значимую часть кандидатских бюджетов на местном уровне. Теперь же областная администрация решила замкнуть на себя эти потоки.
Судя по возросшей внешней активности, предвыборная гонка в регионе началась. Причем в нее уже вмешались и разнообразные внешние силы.
Только в одном январе "по собственному" ушел с поста глава Кировского района Андрей Витько, во Всеволожском районе задержали главу Мурино Валерия Гаркавого (сейчас он отпущен, однако проходит свидетелем по уголовному делу в махинациях с земельными участками), а в Петербурге по обвинению в крупном мошенничестве арестовали областного зампредседателя Олега Коваля. Несмотря на базово заявленную поддержку, 6 февраля Дрозденко подписал бумагу об увольнении теперь уже бывшего заместителя.
Руководитель "Леноблводоканала" Саяд Алиев фигура в этой связи примечательная. Помимо депутатства в областном ЗакСе он занимает должность секретаря Всеволожского отделения партии "Единая Россия". В 2016 году его персона уже привлекала интерес правоохранительных органов. По информации СМИ, его допрашивали по делу о создании преступной этнической группировки на Софийской овощебазе. Помимо того, следователи привлекали Алиева как свидетеля по делу о похищении человека.
Не секрет, что Коваль благоволил экономическим схемам создания "Водоканала" и, возможно, лично работе Алиева. Теперь же, после того как в сфере ЖКХ начались "тектонические сдвиги", ситуация уже не выглядит однозначной. В результате за 10 месяцев предстоит закончить работу, с которой властям не удалось справиться за последние 3 года.
В силу закона Ленинградской области № 153–оз у муниципальных образований возникает обязанность по передаче имущества / предприятия в собственность Ленобласти. В 153–оз не предусмотрены конкретные санкции за его неисполнение. Специалистами центрального аппарата предприятия уже отработана система присоединения новых водоканалов, поэтому задержек с переходом быть не может, следовательно, нет необходимости в продлении сроков завершения перераспределения полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения. Закон устанавливает порядок передачи полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения в компетенцию Ленинградской области, следовательно, по истечении сроков, установленных законом, полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения не могут исполняться муниципальными образованиями области.
Илья Стрекаловский
руководитель пресс–службы ГУП "Леноблводоканал"
Одно дело — на бумаге создать организацию, и совсем другое дело — заниматься ежедневной эксплуатацией сетей и сооружений. По нашему мнению, ни администрация, ни созданный ею МУП "Водоканал Тельмана" на сегодня оперативно не готовы приступить к полноценной работе со своим же имуществом, так как до сих пор не разработана производственная программа, не получен тариф, не заключены договоры ни с поставщиками ресурсов (своей воды и своих очистных сооружений в поселении нет), ни с потребителями.
Василий Медведев
генеральный директор АО "Ленинградские областные коммунальные системы"