Деньги снега. Прибыль и убытки снегопада в Петербурге

Автор фото: Интерпресс

Пока Смольный пытается изменить систему уборки улиц и, например, изымает у дорожных предприятий снегоплавильные машины ценой 200 млн рублей, которые простаивали 4 года, бизнес множит число услуг, связанных с экстремальной ситуацией на улицах. В разы выросли заказы для частных компаний на вывоз снега и уборку кровель, на 50% больше заработали агрегаторы служб доставки еды.

По данным городского комитета по благоустройству (КБ), январь в этом году уже перебил рекорд снежного января 2011–го. За месяц дорожники вывезли около 1,65 млн м3 снега — год к году показатель вырос в 4 раза. Но предприятия все равно не справляются, а горожане получают травмы из–за гололеда. По запросу на уборку и вывоз снега в Петербурге в поисковике высвечивается более сотни компаний: одни предлагают уборку от снега и наледи крыш, другие — уборку и вывоз снега с территорий. Опрошенные "ДП" предприятия сходятся в одном: количество заказов в январе выросло кратно.
"Аврал, просто аврал", — говорят в СТК "Развитие", которая занимается всеми видами уборки и вывоза снега. Там не справляются с количеством заявок — в день поступает около 50, отработать удается только половину. По сравнению с декабрем число заявок выросло втрое. Компания обслуживает в основном коммерческие фирмы, убирает территории бизнес–центров, СК "Юбилейный". В среднем уборка двора обходится клиентам в 20–25 тыс. рублей, отмечают в компании. Клиентами ООО "Фортис" являются бизнес– и торговые центры, гипермаркеты. В компании оценивают рост объемов работ в январе к декабрю в 3–4 раза.
В свою очередь, в ГК "Лига мастеров" сообщили, что в январе компания суммарно приняла около 1 тыс. заказов. Речь идет как о юридических, так и о физлицах, при этом фирмы чаще обращались за услугами уборки снега в начале года.
Погрузка и вывоз снега на рынке стоят от 300 рублей за 1 м3, а услуги экскаватора–погрузчика — 12 тыс. рублей в день. По данным "Яндекс.Маркета", самый высокий спрос на снегоуборочную технику в Петербурге этой зимой наблюдался в середине января. Пик спроса пришелся на 21–е — в этот день он был на 60% выше, чем за неделю до этого, 14 января. Средняя цена предложений, по которым пользователи переходили в интернет–магазины снегоуборщиков, в январе составила 40,5 тыс. рублей. Лопатами на "Яндекс.Маркете" пользователи Петербурга интересовались сильнее всего в начале февраля. Пик — 5 февраля, когда всего за 3 дня, со 2 февраля, спрос вырос в 7,7 раза.
Согласно данным сервиса "2ГИС", промышленным альпинизмом в Петербурге занимаются более 150 организаций. Только в ООО "Эйва", которое предоставляет услуги уборки снега с крыш, ежедневно обращаются около 20 клиентов. По словам гендиректора компании Константина Максимова, в январе промышленные альпинисты очистили от снега и наледи 50 объектов. Для сравнения: в декабре было всего 10 объектов. Среди клиентов — РЖД, аэропорт Пулково, "Леруа Мерлен", бизнес–центры.

Сезонный провал

Рестораторам, как одним из основных арендаторов в петербургском стрит–ретейле, также пришлось сражаться со стихией — сугробами и наледью. Как объясняют владельцы точек общепита, январь никогда не был самым прибыльным месяцем в году, однако снежная погода усугубила ситуацию. По сравнению с соседним декабрем провал по продажам в общепите может достигать 50–60%.
"Погода повлияла на продажи ощутимо. Согласитесь, вы будете реже выходить на улицу, если боитесь получить по голове глыбой льда", — говорит Сид Фишер, совладелец ресторанной группы The Hat Group ("Полный балет", The red corner и пр.), которая на прошлой неделе совместно с другими ресторанными проектами решила убрать горы снега на ул. Белинского. "Уборка длилась 4 часа, но вся остальная часть ул. Белинского — это серия противотанковых мин. Проблему нужно было решать системно, ведь, если очистить небольшой кусочек, никто все равно не сможет пройти", — объяснил бизнесмен. Весь снег рестораторы перенесли к проезжей части. "На улице стало скользко, и гости, которые идут к заведениям, сталкиваются с понятными преградами. Сложно сказать, насколько это влияет на выручку, потому что обычно январь и февраль — самые низкие по посещению месяцы", — говорит Николай Белоусов, совладелец ирландских пабов "Финнеганс" и вьетнамских кафе Joly Woo.
Однако агрегаторы служб доставки еды в период интенсивных снегопадов фиксируют 50%–ный рост числа заказов, рассказывают Артур Чистяков, операционный директор Delivery Club, и представители "Яндекс.Еды". Специалисты отмечают, что компания учитывает прогноз погоды при планировании графиков работы и в таких случаях выводит на линию большое количество курьеров. При этом в период пиковых нагрузок Delivery Club увеличивал время доставки, однако "негатива это практически не вызывало", подчеркивает Артур Чистяков.

Эвакуаторы в плюсе

Предприятия общественного транспорта из–за снегопада несут значительные убытки, рассказывает председатель петербургской ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев. По его словам, из–за тяжелых дорожных условий ежедневно с рейсов снимают по два–три автобуса, которые вязнут в сугробах. Более того, регулярно срываются интервалы движения автобусов, как следствие — падает пассажиропоток.
Более прибыльным последний месяц оказался для эвакуаторных служб. По оценкам игроков рынка, за время снегопада спрос на такие услуги по сравнению с зимним сезоном прошлого года вырос на 50%. При этом заказчиками становятся не только жители города, но и коммунальщики, которым эвакуаторы помогают убирать припаркованные автомобили, мешающие уборке снега. "В этом году у нас увеличилось число заказов, связанных с застреванием машины в снегу, причем не только на дачных участках, но и во дворах", — отмечает коммерческий директор "ЛАТ" Любовь Орлова. По ее словам, компании иногда приходится отказываться от помощи в Ленинградской области, поскольку вязнут в снегу и сами эвакуаторы. "В результате и клиент ждет, и мы в снегах стоим, сами ждем эвакуатор", — вспоминает она.

Без убытков

Между тем на петербургских кладбищах работа в связи с обильными снегопадами не усложнилась. По словам президента Союза похоронных организаций и крематориев Павла Кодыша, выросли только объемы снега, но дополнительно рабочих для уборки снега организации не привлекают. "Ни одного срыва в работе из–за снега не было", — сказал он.
В ГК "Эркафарм" (управляет аптечными сетями "Доктор Столетов", "Озерки", "Хорошая аптека" и другими) считают, что снег вряд ли отразился на количестве клиентов, поскольку точки компании есть во многих домах.
Страховые компании также не видят причин для особого беспокойства в связи с экстремальными снегопадами и обледенением в городе. Резкого увеличения убытков из–за травм и ДТП они не фиксируют. Самый драматический страховой случай — гибель 5 февраля студента Химико–фармацевтической академии от упавшей с крыши глыбы льда — произошел у "Либерти Страхования". Как сообщил "ДП" Андрей Шарков, заместитель генерального директора компании, оплату расходов по перемещению тела погибшего на родину в Узбекистан взяло на себя правительство Петербурга.
По словам управляющего директора департамента страхования автотранспортных средств группы "Ренессанс Страхование" Сергея Демидова, пик падений наледи на автомобили традиционно приходится на конец зимы — начало весны. Но в этом году существенный рост обращений заметен уже по результатам декабря–января: по Петербургу зарегистрировано 37 таких обращений, это в 5 раз выше, чем по итогам декабря 2017–го — января 2018 года).
С другой стороны, в пресс–службе Регионального управления по СЗФО СПАО "РЕСО–Гарантия" рассказали, что количество снега и обледенение дорог никак не сказались на количестве обращений в сравнении с прошлым годом.

Работа над ошибками

Тем временем городские власти к окончанию зимы не только провели субботник и воскресник по уборке снега, но и приступили к анализу ошибок. Например, выяснилось, что техника — передвижные снегоплавильные машины общей стоимостью более 200 млн рублей — простаивает уже четыре сезона. Использовать ее оказалось примерно в 3 раза дороже, чем стационарные снегоплавильные пункты. "Комитет по благоустройству направил письмо в КИО с ходатайством изъять машины из хозяйственного ведения дорожных предприятий движимого имущества в казну города", — сообщили "ДП" в КБ. Что будет с техникой дальше: найдут ли ей нового пользователя или продадут с торгов — чиновники не пояснили. Первые три снегоплавилки зарубежного производства были закуплены в 2008 году примерно за 40,1 млн рублей. В 2010 году контрольно–счетная палата Петербурга обнародовала результаты проверки, согласно которой средства были потрачены неэффективно, поскольку приобретенная техника зимой почти не использовалась.
После сезона 2015–го от использования этих машин в уборке улиц отказались, рассказали "ДП" в КБ. "В нынешних экономических условиях использование их нецелесообразно", — добавил наш собеседник. Передвижные установки были признаны неэффективными: они работают слишком медленно.
В минувшем году комитет по тарифам утвердил расценки, согласно которым средняя стоимость приема 1 м3 снега на утилизацию на пункты "Водоканала" — примерно 128 рублей. При этом в случае мобильных установок она достигает 274–421 рубля в зависимости от модели. Наконец, на плавилки жаловались и жители: машины шумели и чадили.
Предприниматели пострадали от снега не только из–за естественных неудобств, но и из–за выписанных им штрафов за несвоевременную уборку своих территорий.
По данным государственной административно–технической инспекции, общая сумма начисленных ведомством штрафов с 1 декабря составила более 30 млн рублей. На эту же сумму оштрафовала как частников, так и муниципальные структуры Госжилинспекция.
С учетом того что всего было наказано 189 организаций, средняя сумма штрафа составляет около 190 тыс. рублей.

В контексте

Ни куска хлеба, ни бутыли с водой, ни банки с тушенкой — в западноамериканских гастрономах покупателей в выходные встречали абсолютно пустые полки. Жители штатов Вашингтон и Орегон скупили всю еду, до которой смогли добраться между первым и вторым снегопадом февраля. Просто чтобы выжить под снегом
Это для петербуржцев и москвичей сугробы на тротуаре и лед на дороге — дело привычное (особенно нынешней зимой). А для жителей Сиэтла это конец света. И в прямом, и в переносном смысле. Снег здесь если и бывает, то полдня в год. Посыпался и растаял. Зеленеют газоны, цветут азалии, школьники бегают в кроссовках. И вдруг — снежная буря. Даже 5 сантиметров снега и наст на дороге парализуют город полностью: зимней резины на машинах не бывает, колеса лысые, улицы с крутыми склонами, снегоуборочной техники не водится. Автомобили скатываются вниз друг на друга, образуя груды железа. В малейший снегопад закрываются школы, вузы, офисы, госучреждения и театры. Закрывается все.
Магазины тоже: сотрудникам до работы не доехать. Горожане сидят по домам и ждут потепления. Но одно дело ждать день–другой. И совсем другое — вторую неделю и без четких прогнозов. Нынешний февраль бьет все рекорды. Снег сыплет и сыплет, по 20 сантиметров за ночь. Морозы стоят и стоят. Отяжелевшие от снега ветки деревьев падают на провода, тысячи домов остаются без света — а значит, без тепла (потому что отопление в большинстве домов электрическое). Иногда и без воды и еды — потому что газовые плиты и водонагреватели есть мало у кого. Автобусы не ходят. Машину не откопать (да и куда она по гололеду доедет?). Зато ренталкары запрашивают по $900 за неделю аренды полноприводных джипов.
Когда перед выходными снег наконец перестал, а трассы с грехом пополам засыпали солью, люди рванули в продуктовые магазины: обещают еще неделю снегопада, а значит, изоляции. Утром у касс выстраивались невиданные очереди. Сметали консервы и хлеб, полуфабрикаты и питьевую воду, сахар и дрова (счастливчики, у которых еще остались дровяные камины, планировали на огне суп варить, если что). Соцсети быстро заполнялись фотографиями пустых прилавков и стеллажей. И изумленно–радостными сообщениями вроде «успел схватить последний мешок картошки». Ведь если сидеть неделю без транспорта, магазинов и света под толстым слоем снега, то с картошкой и сахаром, конечно, веселее. В этом американцы и россияне, пожалуй, сошлись бы на ура.
Дарья Ветошина, Сиэтл, США
Мы отмечаем увеличение количества страховых случаев в сегменте моторного страхования. Общее увеличение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 15,7%. При этом часть случаев произошла в период новогодних каникул, начиная с конца декабря, и была заявлена в январе. По страхованию от несчастного случая были заявлены две мелкие травмы, но стоит отметить, что данный вид страхования не пользуется популярностью у населения. По нашей оценке, уровень проникновения составляет не более 1%. По страхованию ДМС мы отмечаем увеличение количества заявленных случаев по риску "травма" на 20%.
Владимир Храбрых
директор филиала "Ингосстрах" в Петербурге
Если сосулька падает на голову, юридически ситуация может развиваться двумя путями: уголовным и гражданским. Первый случай возможен только при причинении тяжкого вреда здоровью или же смерти человека. В рамках уголовного дела пострадавшие могут предъявить иск о возмещении морального вреда и материального ущерба. Суды, рассматривая эти дела, могут вынести окончательное решение по иску, определив размер денежной компенсации. Второй вариант возможен, если причинен ущерб имуществу или легкий вред здоровью человека. Вся сложность этой категории дел заключается в том, что пострадавшему необходимо зафиксировать само происшествие и его последствия: чем больше доказательств — показания очевидцев, фото– и видеофиксация ущерба, вызов на место ЧП полиции и скорой, — тем проще будет получить компенсацию. Как показывает практика, моральный вред суды взыскивают в районе 20–25 тыс. рублей, но в случае смерти человека или получения инвалидности эта сумма может существенно возрасти — до 1–1,5 млн рублей. При этом сейчас складывается любопытная ситуация: коммунальщики массово развешивают объявления, предупреждающие об опасности падения сосулек или схода снега с крыш, и в этом случае человек, ставящий, к примеру, свой автомобиль неподалеку, действует на свой страх и риск — об этом надо помнить.
Евгения Бурмасова
экс–член совета адвокатской палаты Ленинградской области
У нас в таксомоторных компаниях Петербурга считают, что снегопад также не сыграл таксистам на руку. Спрос на подачу машин вырос, но совсем несущественно, при этом снизилась техническая возможность выполнить эти заказы. Машины ездят ровно по тем же дорогам и испытывают те же проблемы, что общественный транспорт. К тому же такси зачастую пытаются проехать по дворам, выехать из которых в существующих погодных условиях довольно сложно.
Юрий Вейков
председатель некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий Петербурга
У всех рестораторов провал в январе — на то есть масса причин, например, в это время в городе проседает туристический трафик и так далее. Плохая погода также всегда снижает конверсию, как правило, люди стараются быстрее сесть в машину или добраться до общественного транспорта. Кроме того, есть огромная проблема чистки крыш от снега, когда перекрывают целые массивы фасадов. Например, не так давно я обедал в гастробаре "Трудовые будни" на Московском пр. и не мог выйти из–за счистки снега и льда. С улицы люди также не могли войти в помещение в течение нескольких часов. Таким образом в этом объекте снизилась посещаемость.
Данил Герасимиди
совладелец сети пекарен Pane и глава компании Gastronorma