Рыба подплыла к дому. Продажи рыбы в Петербурге за год выросли почти на 170 млн рублей

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

Потребление рыбы в РФ постепенно восстанавливается. На этом тренде за 1,5 года в Петербурге открылись десятки рыбных магазинов.

Продажи рыбы, ракообразных и моллюсков в 2018 году в Петербурге выросли почти на 170 млн рублей по сравнению с прошлым годом. По данным "Петростата", в январе–сентябре прошлого года объем проданной продукции достиг 11,1 млрд рублей. "В основном рыба продается не в специализированных магазинах, а в гипермаркетах, супермаркетах и магазинах формата у дома", — говорит Алексей Коренев, аналитик ГК "ФИНАМ".
Впрочем, участники рынка отмечают, что в городе как раз стремительно растет число небольших специализированных магазинов. Как правило, они продают рыбу мурманских, сахалинских и камчатских компаний. Сейчас количество таких точек, по разным оценкам, около 70–80. Российские морепродукты и рыбу продают сети "Курильский берег СПб", "Камчатка", "Красная икра" и другие.
"Рыбные лавки в основном работают в составе фермерских магазинов или на рынках в виде самостоятельных отделов. Хотя в последнее время стали открываться и отдельные торговые точки. Например, в ЖК "Московский квартал" у станции метро "Электросила" работают два таких рыбных магазина", — говорит Владимир Каличава, руководитель департамента услуг для ретейлеров Colliers International. По словам эксперта, причины возникновения этого тренда могут быть разными — предприниматели ищут новые торговые форматы, операторы фермерских магазинов расширяют товарную матрицу, а некоторые рыбные хозяйства и рыбообрабатывающие комбинаты открывают собственную розницу.
По данным Knight Frank St Petersburg, по итогам 2018 года только на улицах Центрального района, а также на крупных магистралях спальных районов функционировало 12 рыбных магазинов общей площадью 1 тыс. м2. В 2016 году их было всего четыре. Около 10 таких точек работает во Фрунзенском районе, Московском и пр.
По словам участников рынка, увеличение числа небольших торговых точек связано и с тем, что россияне охотнее приобретают экопродукцию и стараются следить за питанием.

Крупные в деле

Тренд на здоровое питание одними из первых отметили крупные сетевые ретейлеры. Бывший генеральный директор сети гипермаркетов "Лента" Ян Дюннинг ранее рассказывал, что в 2019 году ретейлер может открыть специализированные магазины, где основной приоритет будет отдан рыбе и морепродуктам.
Правда, в самой сети информацию о наличии таких планов не подтвердили.
"Мы уделяем большое внимание развитию рыбы как товарной категории. В 2018 году существенно расширили ассортимент свежей и замороженной рыбы, морепродуктов за счет сотрудничества с российскими производителями и реализации проектов прямого импорта. Продажи в категории выросли в пределах 10%", — рассказали в "Ленте".
X5 Retail Group еще весной 2018 года подписала соглашение о сотрудничестве с Росрыболовством. Как сказано в официальном сообщении компании, "стороны намерены совместно работать над поставками дальневосточной рыбы в регионы присутствия Х5 и способствовать популяризации отечественной рыбной продукции среди потребителей".
Между тем, как говорят участники рынка, в сетях, как правило, продают импортную рыбу.

Развиваться в интернете

Не менее активно развивается и онлайн–торговля морепродуктами и рыбой. Сейчас работают десятки интернет–магазинов с пунктом самовывоза в Петербурге, среди них "Рыба домой", "Рыбные правила", "Море крабов", "Икра Питер.ру", "Деликатеска.ру" и другие.
С точки зрения предпринимателей, развивающих интернет–магазины, открыть рентабельную офлайн–точку можно, но за счет экономии на качестве продукции, поскольку это гораздо затратнее, чем организовать онлайн–торговлю.
"Часто владельцы небольших магазинов покупают продукцию с низкой себестоимостью и за счет небольшой наценки начинают развивают бизнес. К сожалению, в основном потребитель сначала смотрит на цену", — говорит Алексей Тихомиров.
Сам бизнесмен уже несколько лет продает собственную продукцию через интернет–магазин.
"У меня премиум–сегмент, поэтому открытие обычного магазина в моем случае было бы скорее имиджевой историей, но наша аудитория не ходит за рыбой и морепродуктами в магазины у дома", — отмечает предприниматель.

Съедают больше

По данным ФГУП "Нацрыбресурс", в период с 15 по 21 января 2019 года средний уровень потребительских цен на мороженую неразделанную рыбу вырос на 0,2%. По сравнению с началом 2019 года цены выросли на 0,6%. Несмотря на незначительный рост стоимости на рыбу и морепродукты, потребительский спрос только растет.
По информации Росстата, в 2017 году уровень потребления рыбы и рыбных продуктов на жителя России составил 21,5 кг в год.
В 2016 году это значение не превышало 19–20 кг. Впрочем, в 2014 году, когда было введено продовольственное эмбарго, объем потребления рыбы достигал 22 кг.
Общий спрос у петербуржцев на морепродукты и рыбу растет — это тренд, люди хотят более богатую белком пищу. Думаю, потребление продолжит расти и в будущем. Вместе с тем «Раковая» в Петербурге показывает результаты несколько хуже, чем в Москве, с точки зрения выручки. Притом что место популярно. Как ни странно, здесь выше себестоимость продуктов, рыбу и морепродукты мы закупаем через Москву, а покупательский спрос ниже, чем там. Хотя, казалось бы, вот море, вот Мурманск, вот Балтика. Так что есть нюансы.
Евгений Ничипурук,
владелец сети гастробаров «Раковая»
Магазинов открывается действительно много, просто некоторые решили, что это легкий бизнес, — они арендуют помещение, открываются и думают, что люди сразу к ним пойдут. Но, по моим наблюдениям, сколько точек открылось, столько и закрылось. Как правило, они не выдерживают конкуренции с более сильными игроками, часто ассортимент и качество товара оставляют желать лучшего. Мы, в свою очередь, развиваем и онлайн–, и офлайн–продажи, а в декабре открыли свой пятый магазин.
Алексей Рудько,
владелец сети «Курильский берег СПб»