Большая космотройка. Кому может навредить конкуренция на рынке космического интернета

Автор фото: roscosmos.ru
Автор фото: roscosmos.ru

На рынке глобального космического интернета конкуренция может пойти во вред его участникам.

Запуск британской системы глобального космического интернета OneWeb отложили из–за технических неполадок в ракете–носителе. Теперь ожидается, что первые спутники отправят на орбиту ближе к концу 2019 года. С помощью этой системы пользователи смогут получить бесперебойный доступ в интернет из любой точки мира. Полностью реализовать программу, запустив более 600 спутников, планируют к 2027 году.
Среди конкурентов британской системы — проект Starlink от SpaceX Илона Маска, в рамках которого планируется запуск 11 тыс. спутников. В России готовят свой проект "Сфера", рассчитанный на 600 спутников.
Иначе говоря, в космосе может появиться новая "большая тройка" операторов. Но есть нюансы — конкурировать за покрытие в труднодоступных зонах не придется, поскольку качество связи будет одинаково на всей планете. По той же причине тарифы будут равны как для Европы, так и для Арктики, что вынудит операторов разработать принципиально новую бизнес–модель.

Сомнительный рынок

По предварительным оценкам экспертов, на запуск OneWeb потребуется $4 млрд. Стоимость российской системы "Эфир", которая вошла в более глобальный проект "Сфера", почти на том же уровне — 300 млрд рублей (около $4,58 млрд). Проект Илона Маска, в свою очередь, оценивается в $10 млрд, несмотря на то что спутников будет в разы больше.
Основная проблема всех трех систем состоит в их неочевидной окупаемости. По подсчетам аналитиков, OneWeb будет убыточным на протяжении первых 10 лет работы. В последующие 10 лет встанет вопрос о замене изношенных спутников, каждый из них обойдется примерно в $6,5 млн. При этом сэкономить и для начала вывести на орбиту только половину спутников не получится. Системы станут полностью функциональны только после окончательного развертывания.
Возможны и технические проблемы. Эксперты уверены, что при идеальном раскладе спутниковый оператор должен быть один, в противном случае несколько систем будут мешать друг другу.
"Непонятно, как они решат вопрос совместного использования частот между собой и с геостационарными спутниками. В некоторых районах в определенное время они будут пересекаться", — размышляет генеральный директор ГК AltegroSky Сергей Пехтерев. По его словам, регуляторы почти не решают эту проблему. "Проект единого оператора был бы намного эффективнее с точки зрения минимизации общих для всех финансовых и организационных затрат, — добавляет шеф–аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев. — По сути, потребители одни и те же, космическое пространство одно, поэтому создание независимой национальной системы выглядит расточительно".

Земная конкуренция

Использовать спутниковый интернет там, где есть качественная мобильная связь, почти бессмысленно, поскольку "земной" аналог будет значительно дешевле. Особенно это актуально в России, где тарифы многократно ниже европейских.
Поэтому с традиционной "большой четверкой" мобильных операторов космические игроки конкурировать почти не будут. Свою аудиторию OneWeb найдет в регионах, где недоступна мобильная сеть (такие зоны есть и в Ленобласти).
От уже действующих операторов космической связи глобальная система будет отличаться сравнительно невысокой стоимостью, низкой задержкой передачи сигнала и работоспособностью на полюсах.
Однако в рамках программы устранения цифрового неравенства за труднодоступных клиентов в регионе борется и "Ростелеком". "Если появятся системы глобального спутникового интернета, они неизбежно начнут конкурировать с нами. Мы уже оказываем такие услуги на территории всей страны, в том числе с использованием спутниковых технологий", — заявили в пресс–службе оператора.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что в перспективе космический интернет станет альтернативой мобильной связи. "Есть досужие размышления: когда мы перейдем на 5G, трафика будет так много, а прокладывать линии связи станет так сложно, что мы будем обслуживать их с помощью спутников. В презентации эти размышления, конечно, хороши, но они опять же ориентированы на страны с более дорогим мобильным интернетом", — рассказывает Сергей Пехтерев.

Российский отпечаток

В 2015 году "Роскосмос" договорился с британцами о 21 запуске спутников OneWeb на ракетах "Союз", тогда же назвали примерную сумму контракта — свыше $1 млрд. Свою поддержку британскому проекту, возможно, окажут и отечественные миллиардеры.
По неподтвержденным данным СМИ, бывший глава МинкомсвязиНиколай Никифоров предложил Алишеру Усманову, Леониду Михельсону и другим бизнесменам выкупить 12,5% доли OneWeb.
Тем временем в ФСБ уже признали работу OneWeb на территории России потенциальной угрозой национальной безопасности.
В частности, поэтому в России решили создавать отечественный "Эфир", считают аналитики рынка. В пресс–службе "Роскосмоса" подтвердили, что этот проект "в какой–то степени" будет конкурировать с системами от OneWeb и Starlink, но предоставить развернутый ответ в госкорпорации отказались.
Запретить россиянам пользоваться иностранным глобальным интернетом очень просто, говорят эксперты. Для этого необходимо ограничить ввоз абонентского оборудования.
К слову, на днях стало известно, что Госкомиссия по радиочастотам запретила ввозить терминалы мобильной спутниковой связи лицам, не являющимся операторами связи. Если OneWeb не получит разрешение на работу в России, то и продавать оборудование он не сможет.
Пример «Триколора» показывает, что люди за хорошую качественную услугу готовы раскошелиться, и если им ее грамотно упакуют и качественно продадут, то они заплатят. Тут ситуация аналогичная, только вместо платного ТВ — интернет. У нас огромное количество домохозяйств, не обеспеченных связью. Это миллионы потенциальных подключений. В мегаполисах эта история не пойдет. Ею могут пользоваться для подключения вендинговых аппаратов, банкоматов там, где есть проблемы с подключением к сотовой связи, но это скорее исключение из правила.
Юрий Брюквин
генеральный директор агентства «Рустелеком»
Риски заключаются в кризисе космической отрасли. В России начал вскрываться пласт проблемных участков после неудачного запуска ракеты в 2018 году. Мы увидели комментарии «Роскосмоса» о недостаточном уровне квалификации современных специалистов. Аргументировать такие проекты только фактором «развития индустрии» недостаточно. Для России нецелесообразно выбрасывать большую сумму в подобные системы. Социальные и инфраструктурные проекты окажутся важнее желания «быть в тренде».
Мария Сальникова
ведущий аналитик ООО «Эксперт плюс»