Стабильность измерят в марте. Сможет ли демпфирующий механизм решить проблемы топливной отрасли

Автор фото: Валентин Беликов

Ни правительство, ни эксперты не уверены в четкой работе демпфирующего механизма, созданного в России для стабилизации топливного рынка.

Нефтяные котировки взбудоражены конфликтами в Венесуэле, которые грозят финансовыми потерями и России. Вместе с этим в нашей стране продолжают говорить о развитии нефтехимии и инвентаризации месторождений.

Демпфер грозит осечкой

Первый месяц 2019 года прошел у участников топливного рынка в целом спокойно. Можно сказать, предсказуемо. По данным РТС, цены на АЗС крупных нефтекомпаний в РФ выросли с 1 января на 60–80 копеек. На бирже нефтяные компании пытаются управлять внутренними ценами и сравнять их с нетбэком — вследствие чего объемы реализованного бензина сокращаются. С начала года нетбэк, по данным Петербургской биржи, подскочил на 35% (главные виновники — выросшие в полтора раза акциз и на 2% НДС). Широко разрекламированная правительством "успокоительная пилюля" от ценовых волнений (в том числе и у потребителя) — демпфирующий механизм — побуждает нефтяников повышать цены, считает генеральный директор АО "РКИ" Виктор Костюков: "В основу реализации механизма положено право производителей получить субсидию из бюджета, если нетбэк на бензин марки АИ–92 превысит некий индикатив, установленный на 2019 год налоговым кодексом. Но механизм по настоянию финансового блока правительства предусматривает не только прямой, но и обратный ход, то есть обязанность производителей выплачивать в бюджет некие суммы, если нетбэк ниже ограничительной планки". Изъяны демпфера при таком раскладе объяснимо ложатся на кошельки автолюбителей.
Регуляторы теперь ждут марта, чтобы оценить ситуацию с ценами на топливо и посмотреть на работу демпфирующего механизма. В случае существенного роста мировых нефтяных котировок и ослабления рубля механизм демпфера будет недостаточно эффективным. "Поэтому законом в качестве страховочного механизма предусмотрена возможность временного увеличения экспортной пошлины для снижения экспортного нетбэка", — отметил вице–премьер Дмитрий Козак.
Существующее соглашение с нефтяными компаниями истекает 31 марта, и в правительстве не исключают заключения нового, если вся система будет признана неэффективной. Однако автовладельцам обещано сдерживать рост цен, чтобы с 1 апреля они не подскочили сразу на уровень инфляции, — подскочат, но постепенно.
Также в марте Минэнерго и ФАС подготовят приказ о повышении нормативов продажи топлива на бирже, который вступит в силу с 1 апреля. По словам Дмитрия Козака, удельный вес поставок будет равен 15% для бензина и 7,5% для дизельного топлива. Сейчас по нормативу на торгах должно реализовываться не менее 10% от объема производства автомобильного бензина и 5% — ДТ. Об увеличении нормативов задумались, когда весной прошлого года нефтяники высушили внутренний рынок в пользу экспортных поставок, что повлекло за собой рост цен на топливо до 20%.

Точка с подогревом

Весь мир наблюдает за событиями в Венесуэле — сейчас это самая горячая точка международной политики, которая подогревает и нефтяной котел. Обострившийся политический кризис привел к тому, что США в конце января ввели санкции против венесуэльской нефтяной компании PDVSA и заблокировали активы компании на $7 млрд. Она поставляла на рынок США около 500 тыс. баррелей в день. Экспорт нефти из Венесуэлы разрешен до конца апреля, однако деньги от реализации черного золота американским компаниям будут поступать на заблокированные счета, к которым у венесуэльского правительства нет доступа. Главное условие отмены санкций — согласие Николаса Мадуро на повторные выборы.
"Примерно 98% экспортных доходов Венесуэлы идет от экспорта нефтепродуктов, из которых примерно половина идет в США. Венесуэле будет сложно найти в краткосрочной перспективе альтернативные экспортные рынки для тяжелой нефти–сырца, которую не могут обработать большинство нефтеперерабатывающих заводов", — считает американский политолог, специалист по Латинской Америке Марк Джонс.
Происходящие события толкнули котировки вверх: на следующий день после введения американских санкций на Лондонской ICE мартовские фьючерсы на Brent скакнули на 0,8% (до $60,45 за баррель), а WTI — на 0,7% ($52,45 за баррель).
"С декабря прошлого года цены на нефть сильно коррелируют с динамикой американских биржевых индексов и при малейшем намеке на негатив на заокеанских биржевых площадках игроки массово начинают продавать фьючерсные контракты на Brent и WTI. Сейчас рынки наполнены оптимизмом в отношении нового этапа переговоров по торговле между Вашингтоном и Пекином, что способствует росту американских акций. В свою очередь, на стороне "быков" играет напряженная геополитическая ситуация в Венесуэле, на фоне которой минфин США ввел ограничения в отношении государственной нефтяной компании страны Petroleos de Venezuela. Однако с учетом риска торможения мировой экономики в 2019 году цены на черное золото из–за своей высокой спекулятивной составляющей на каком–то этапе снова могут опуститься ниже $50 за баррель", — уверен аналитик ГК "ФИНАМ" Сергей Дроздов.
Проблемой компании PDVSA не преминули воспользоваться ее кредиторы. Как сообщил Bloomberg, они заблокировали нефтетанкер Icaro с 400 тыс. баррелями нефти недалеко от голландского острова Кюрасао в Карибском море и потребовали выплатить задолженность за транспортировку и хранение венесуэльской нефти.
На фоне конфликта в Венесуэле подешевели акции "Роснефти" (компания владеет 40% Petromonagas — совместного предприятия с PDVSA). Кроме того, у страны есть долг перед Россией $3,15 млрд, в марте предстоит выплатить проценты на $100 млн, и Венесуэла, скорее всего, просрочит этот платеж.

Переработать в глубину

Российское правительство утвердило план инвентаризации разведанных месторождений углеводородов в этом году и внедрения современных технологий в отрасль. Вместе с тем власти пообещали разработать комплекс стимулирующих мер в зависимости от категории месторождения: поправки в НДПИ, увеличение льгот и расширение применения налога на дополнительный доход.
Дешевые и открытые в советские годы запасы исчерпываются, и добыча нефти приближается к пику, а доля трудноизвлекаемых запасов и себестоимость растут. К 2035 году, по оценкам отраслевых экспертов, Россия может потерять 40% объема добычи.
По прогнозам Минприроды, к 2024 году добыча черного золота увеличится на 1,4% по сравнению с 2018–м. "Излишки" нефти могут быть очень кстати: власти в очередной раз заговорили о планах развития национальной нефтехимической промышленности.
"На мой взгляд, инициаторами всех процессов должны быть вертикально интегрированные нефтяные компании, которым принадлежат мощности по переработке. Они должны быть заинтересованы вкладываться в модернизацию и углубление переработки, — считает главный специалист исследовательского отдела МЦСЭИ "Леонтьевский центр" Лев Савулькин. — Потому что, если в экспорте будет увеличиваться доля нефтепродуктов, они будут получать больше дохода. Если же этого в должной степени не происходит, значит, что–то плохо в рамочных условиях. Государство не должно само участвовать в инвестициях, оно плохой коммерсант, и его издержки гораздо больше".
По данным Росстата, глубина переработки нефтяного сырья в 2018 году составила 82,1% (в 2017–м — 81%). К ноябрю экспортировано сырой нефти из России на $118 млрд. Глубина переработки нефти европейских НПЗ составляет более 85%, американских — 96%.