Техногенные угрозы. Как "Метрострой" борется за право продолжить строительство подземки

Автор фото: Тимофей Вяткин
Автор фото: Тимофей Вяткин

"Метрострой" с переменным успехом пытается обжаловать разрыв отношений со Смольным. На данный момент компании удалось заморозить расторжение контракта лишь на Лахтинско-Правобережной линии. В споре за Фрунзенский радиус и Невско-Василеостровскую линию суд пока встал на сторону властей Петербурга.

ОАО "Метрострой" добилось приостановки расторжения контракта на строительство Лахтинско-Правобережной линии. Аналогичный иск о принятии обеспечительных мер на Фрунзенском радиусе отклонен. Юристы компании пытались доказать, что односторонний отказ Смольного от исполнения договора может привести к катастрофическим последствиям. Однако суду этих доводов не хватило.
Попытка оспорить прекращение финансирования Невско-Василеостровской линии также не удалась: заявление "Метростроя" оставили без движения из-за процессуальных ошибок. "ДП" публикует подробности того, как компания борется за возможность продолжить работу в петербургской подземке.
В Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти продолжается спор "Метростроя" с Дирекцией транспортного строительства. Госзаказчик ранее уведомил компанию о расторжении госконтрактов на строительство продолжения Фрунзенского радиуса (станции метро "Проспект Славы", "Дунайская" и "Шушары"), участка Лахтинско-Правобережной ветки от станции "Спасская" до станции "Большой проспект" и Невско-Василеостровской ветки от станции "Приморская" до станции "Беговая", включая станцию "Новокрестовская". Их общая стоимость, по данным комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), составляет около 86,2 млрд рублей.
Компании позволили завершить лишь один контракт на 37,7 млрд рублей — на Красносельско-Калининской линии, от станции "Казаковская" до станции "Обводный канал — 2", с электродепо "Красносельское".
"Метрострой" оспорил односторонний отказ чиновников от расторжения договоров. Накануне суд согласился приостановить разрыв контракта на строительство Лахтинско-Правобережной ветки. Оказалось, эта победа пока осталась едва ли не единственным успехом компании в арбитраже. Обеспечительные меры на продолжение строительства Фрунзенского радиуса суд отклонил. Как указано в материалах дела, "Метрострой" пытался доказать, что остановке работ должна предшествовать большая подготовка — подземные объекты необходимо законсервировать, чтобы после паузы обеспечить безопасное возобновление строительства.
В компании пояснили, что "вступление в силу решения о расторжении контракта приведет к техногенным катастрофам и создаст угрозу безопасности людей, окружающей среды и имущества неограниченного круга лиц".
К аварийным ситуациям, по мнению "Метростроя", также могут привести приостановка работ по усилению зданий, попадающих в зону возможных провалов земли, внеплановый демонтаж и вывоз горнопроходческого оборудования, вентиляции, подвижного состава и прочего имущества.
Суд постановил, что обеспечительные меры не были связаны с исковыми требованиями, в которых "Метрострой" просил о продлении срока действия госконтракта и изменении сроков выполнения работ, а также о взыскании неустойки. "Требования в виде признания отказа государственного заказчика от контракта недействительным истец не формулировал", — пришел к выводу арбитраж.
Ссылка на необходимость сохранения контракта для проведения консервации тоже не нашла своего подтверждения. Решение о заморозке строительства и об источнике средств на оплату расходов должен принимать заказчик, решил суд.

Во избежание убытков

Примечательно, что со схожими доводами по расторжению контракта на строительство Лахтинско-Правобережной линии суд согласился. В обоснование своей претензии "Метрострой" жаловался, что приостановка договора приведет к консервации объекта. Это обстоятельство, в свою очередь, потребует существенного финансирования. Именно во избежание убытков компании суд одобрил ходатайство. В КРТИ уже подтвердили намерение оспорить решение, принятое в пользу "Метростроя".
Аналогичную просьбу компании по Невско-Василеостровской линии арбитраж оставил без движения. Причиной стало нарушение процессуального кодекса при подаче документов. Исправить ошибки "Метрострой" может до конца февраля.
Как сообщал ранее "ДП", в конце января Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти принял иск о банкротстве ОАО "Метрострой" от Федеральной налоговой службы. По данным ведомства, заявление было подано в связи с наличием неисполненной обязанности по уплате задолженности свыше 800 млн рублей. Рассмотрение дела продолжится 12 февраля.
В "Метрострое" банкротный иск назвали технической процедурой, которая позволит суду дать возможность заключить мировое соглашение и рассрочить платеж. В компании отметили, что после выполнения всех этих действий будет снят запрет на пользование счетами.
"Реальным выходом из создавшегося положения была бы оплата уже выполненных "Метростроем" работ по всем линиям метрополитена. На данный момент у города имеется задолженность за уже выполненные и сданные работы. Погашение этой задолженности позволит снять все финансовые трудности компании, а своевременная оплата в дальнейшем — обеспечить эффективную деятельность всех структурных подразделений организации в плановом режиме", — отмечали в пресс-службе компании.
В Смольном между тем ведут переговоры о продолжении строительства метрополитена сразу с несколькими потенциальными подрядчиками. В их число входят "Ойкумена", "Трансинжстрой" и "Стройтрансгаз". Об этом в начале недели упоминал глава КРТИ Сергей Харлашкин.