За мишкой. В программу Берлинского кинофестиваля вошли два российских фильма

Автор фото: ТАСС
Директор Берлинале Дитер Косслик

7 февраля открывается 69–й Берлинский кинофестиваль, в программу которого вошли две российские картины. Ожиданиями от одного из главных киносмотров планеты делится "ДП".

Начнем с того, что Берлинский фестиваль — странный. Перенесенный на зиму, чтобы конкурировать на дистанции с Каннами и Венецией и забирать себе первые премьеры года, он и близко не справляется с поставленными задачами. Говорят, в истории остаются победители, но кому вообще понравился фильм "Не прикасайся" румынки Адины Пинтилие, получивший год назад "Золотого медведя"? Ладно, упростим задачу: кто видел этот фильм? Еще проще: кто о нем хоть что–то слышал? Вот–вот.
Последние годы в софитах Берлинале — посредственности. Самые значительные картины разбросаны по трем безразмерным программам, которые физически невозможно посмотреть целиком. Выбор отборщиков не поддается рациональному объяснению: вместо того чтобы выставить на витрину лучшее, они как будто специально из года в год прячут самые оригинальные фильмы на дно параллельных секций, испытывая несчастных зрителей и критиков на прочность — кто же отроет золото в нашем болоте? Отрывают — бывает, но фактор болота это не отменяет, увы.

"Мальчик русский"

Нынче среди замаскированных драгоценностей есть российская (производство "Ленфильма", съемки проходили в Петербурге, Ленинградской области, Кронштадте и Выборге) картина — "Мальчик русский" Александра Золотухина. Золотухин — очередной выпускник кабардино–балканской мастерской Александра Сокурова. "Мальчик русский" — его полнометражный дебют и один из самых ожидаемых отечественных фильмов года. Ленту прочили в Венецию, говорили, что именно под Мостру летом творческая группа в экстренном порядке доделывала звук, но что–то не сложилось. Теперь, спустя полгода, картину отобрали в берлинский "Форум" — программу, с одной стороны, не главную, с другой — может быть, самую оригинальную, специализирующуюся на новаторском, экспериментальном кинематографе.
Главный герой фильма Золотухина — деревенский юноша, ушедший добровольцем на Первую мировую, войну, которая в советском и российском кино практически не упоминалась, уступая пространство кадра Великой Отечественной. В первом же бою мальчишка теряет зрение и становится слухачом (так называли солдат, прослушивающих небо на вражеские самолеты). Весь фильм — как уши локатора. За кадром — музыка Рахманинова. В кадре, как говорят люди, смотревшие рабочие материалы, — образы уровня Бергмана. Сам Сокуров называет "Мальчика русского" лучшим фильмов из тех, что сняли его ученики. Здесь важно напомнить, какими были первые три: "Теснота" Кантемира Балагова — приз "ФИПРЕССИ" Каннского кинофестиваля, "Софичка" Киры Коваленко — приз за лучшую режиссуру в Дублине, "Глубокие реки" — приз за лучший дебют на "Кинотавре". Мировая премьера "Мальчика русского" — 9 февраля.

"Кислота"

Второй отечественный фильм Берлинале — "Кислота" Александра Горчилина, что, конечно, комично. Понятно, что внешний мир не сильно следит за российскими фестивалями и прокатом, но взять в официальную программу смотра класса А ленту, о которой на родине последние полгода кричали из каждого утюга и которую демонстрировали беспрецедентно широким для дебюта экраном — все–таки неожиданное решение. Обычно смотры такого уровня настаивают на международных премьерах и праве первой кинематографической ночи, здесь же все, кто хотел, фильм уже посмотрели. Впрочем, будет интересно сравнить реакцию европейской публики с нашей, тем более что "Кислоту" покажут в самой народной из берлинский программ — "Панораме", где нет жюри и экспертных наград, а главный приз вручают зрители. В прошлом году, кстати, его удостоился "Профайл" Тимура Бекмамбетова.

Главные ставки

В основном конкурсе в этом году российских лент не значится. Но кинофестиваль — не Олимпиада, здесь болеют за фильмы, а не за флаги. Итак, главные герои: над всеми прочими фигурами возвышается седая макушка Аньес Варды — живого классика мирового кино, одной из основоположниц французской новой волны, которая везет в столицу Германии фильм о самой себе "Варда от Аньес". Рядом с ней еще один почтенный француз Андре Тешине с провокативной политической лентой "Враги", в которой Катрин Денев играет бабушку террориста. Неподалеку в табеле о рангах, тоже, впрочем, изрядно поседевший enfant terrible фестивального движения Франсуа Озон, решивший всерьез взбодрить немецкую чопорную публику лентой о педофилии в католической церкви "Божья благодать". Кроме французского трио из любопытного — гениальный китайский визионер ("Дом летающих кинжалов", "Герой") Чжан Имоу и модный немец турецкого происхождения Фатих Акин. Вне конкурса — "Власть" Адама Маккея, ради роли в которой Кристиан Бейл вновь совершил невероятный эксперимент над организмом, набрав 20 килограммов.
Впрочем, если бы лучшие фильмы любого киносмотра можно было предсказать по фамилиям, грош цена бы этим киносмотрам была. Оценивать фестиваль стоит не после оглашения программы и даже не после церемонии награждения, а в самом конце года, когда картины выйдут в прокат и пройдут испытание зрителем. Прошлый Берлинале, возвращаясь к первому абзацу, это испытание прошел едва ли. Посмотрим, как будет на сей раз.