Игра престолов медийного рынка. Как стриминговые сервисы меняют облик бизнеса

Технология потокового онлайн-вещания, иначе говоря — стриминг, уже полностью трансформировала несколько рынков: музыкальный, игровой и рынок киноиндустрии. Тем временем популярные стриминговые сервисы достигли миллиардной капитализации, а перед силой стримов склонились даже Apple, Facebook и Amazon.

Пока трансформацию пережила развлекательная индустрия. Но уже на перспективу стримов обратили внимание рекламодатели, IT-компании, интернет-провайдеры и даже онлайн-ретейл.

Кто ставит музыку на мировой арене

В апреле этого года на Нью-Йоркской торговой бирже стали продаваться акции шведского музыкального сервиса Spotify. Только за первый день IPO общая капитализация компании составила $26,5 млрд. Одной из самых крупных компаний в мире по объему капитализации является Netflix ($154 млрд), которая уже который год по кускам отвоевывает аудиторию у телевидения.
Первыми на то, что развлекательный рынок перевернулся с ног на голову, обратили внимание музыканты. Spotify изменил культуру прослушивания музыки, люди стали реже покупать музыкальные альбомы на физических носителях и чаще слушать онлайн — 18,2% от общего потребления музыки в США.
Spotify платит отчисления музыкантам с подписок пользователей и удерживает до 30% прибыли. Но популярные исполнители эти деньги практически не получают из-за того, что большая часть оплаты с подписок уходит их музыкальным лейблам. В это же время независимые и начинающие музыканты получают все 70% от подписок. Такой расклад в индустрии посчитали несправедливым. Против Spotify открыто выступали Тейлор Свифт и культовая британская группа Radiohead.
При этом, как отметил когда-то в интервью Financial Times гендиректор немецкой музыкальной компании BMG Гартвиг Мазух, для самих музыкальных лейблов стриминговые сервисы остались практически единственным существенным способом заработка. Музыкальные стримы переманили аудиторию от пиратского скачивания композиций, поэтому западный рынок музыки начал переживать эпоху своеобразного ренессанса. Сейчас Spotify работает в 65 странах мира и имеет в своем каталоге более 35 млн композиций. Критиковавшая Spotify компания Apple в конце концов в 2015 году тоже запустила стриминговое приложение Apple Music, которое быстро набрало популярность у владельцев iPhone.
Самые популярные видеостриминговые сервисы в мире
Источник: 2017 Cord Cutting Statistics, Reports & Analysis, NoCable
Капитализация Netflix почти такая же как у ветерана рынка киноиндустрии Disney, различия составляет только прибыль. Пока Netflix получает ненамного больше, чем вкладывает — $16 млрд годовой выручки против $13 млрд расходов, годовая выручка Disney, для сравнения, составляет $60 млрд. Но руководство Disney в 2018 году поняло, что почивать на лаврах королей кино долго не получится, тем более что телеканалы начали стремительно терять зрителей. Поэтому в апреле ими был запущен сервис потокового вещания спортивных событий ESPN+, в 2019 году обещает также появиться стриминговый сервис Disney+.
Тем временем Netflix уже работает в 190 странах мира, а число его подписчиков достигло 140 млн человек.

Россия — территория игр

В России стриминговые сервисы только начинают приобретать свою аудиторию, потому что интерес к пиратскому контенту все еще слишком силен. Например, по данным аналитической компании MUSO, наша страна занимает второе место в мире по пиратскому скачиванию (на первом месте — США).
Областью, в которой стриминговые технологии действительно нашли широкое применение в России, стали игры. Для них самой популярной площадкой является Twitch (был куплен компанией Amazon в 2014 году). Также возможность ведения игровых стримов есть у YouTube и "ВКонтакте".
Российская соцсеть "ВКонтакте" в сентябре 2016 года открыла прием заявок на участие в тестировании игровых трансляций. Первыми возможность транслировать эфир в соцсети получили любители игр и киберспорта. В 2017 году трансляции стали доступны всем пользователям.
"Каждый месяц "ВКонтакте" проходит свыше 10 млн прямых эфиров, из которых почти 90% создают обычные пользователи прямо на ходу со своих мобильных устройств. Однако именно оставшиеся 10% собирают больше всего зрителей — это трансляции с компьютера или при помощи профессионального оборудования от крупных авторов", — рассказал "ДП" руководитель продвижения видеоплатформы "ВКонтакте" Александр Щепилов.
Зрители могут отправлять авторам трансляций как платные подарки, так и сообщения: "Средний чек таких отправок обычно не слишком большой — чаще всего пользователи отправляют 50-200 рублей, но случалось, что во время особо популярных эфиров присылали и по 50-100 тыс. рублей за раз. Все зависит от зрительской любви к конкретному автору или событию", — добавил он.
Значительная часть медиабизнеса уже и так активно использует формат трансляций. Например, во "ВКонтакте", подчеркнул Александр Щепилов, ежегодно проходят трансляции конференций, спортивных мероприятий, концертов, лекций. А один из самых нестандартных примеров — интерактивное шоу "Клевер", трансляции которого ежедневно собирали сотни тысяч зрителей в прошлом году.
Представитель соцсети подчеркнул, что для них формат трансляции — новый способ общения пользователей друг с другом, для "ВКонтакте" это по-настоящему важно. Но при этом стриминг — универсальный формат, который подходит под разные задачи. Поэтому во многом он определяет современную трансформацию различных сфер бизнеса.
"Кто-то использует трансляции для общения с друзьями и подписчиками, обменивается новостями из жизни в режиме "здесь и сейчас" и находит новых людей. Кто-то — делится со зрителями своими знаниями или учится чему-нибудь вместе с другими людьми. Если говорить о бизнесе, то различные предприниматели проводят красочные презентации своих товаров и услуг в прямом эфире и мгновенно реагируют на обратную связь от своих покупателей", — заключил он.

Заработок за монитором

Сабина, известная на платформе Twitch как Inv0kergirl, начала вести игровые стримы пару лет назад. Сейчас у девушки более 55 тыс. фолловеров, а заработок на донатах (добровольных пожертвованиях) и подписках, по ее словам, выше среднемесячной московской зарплаты.
"Можно сказать, что я стример средней категории, у меня не такой огромный доход, как бывает у стримеров-гигантов, и не столь большая аудитория. Тем не менее я могу назвать себя успешным стримером, потому что вполне неплохо на этом зарабатываю, — рассказывает девушка, — 99% моего контента — стримы игры Dota2. Сейчас это самый популярный раздел на Twitch, а также самый большой по количеству стримеров и их зрителей. Хотя большинство девушек на платформе предпочитают проводить разговорные трансляции — этот раздел называется Just chatting, когда человек просто общается со зрителями и смотрит с ними видео", — рассказала она.
Когда Сабина начинала стримить, у нее не было мыслей превратить все это в заработок. Трансляции она стала проводить, чтобы найти новых друзей и начать общаться с кем-то близким по духу. Сейчас ее месячный доход в среднем превышает 50-60 тыс. рублей.
"Бывает по-разному, потому что донат — это добровольное пожертвование, поэтому свой заработок предсказать невозможно. Может, завтра на твой канал зайдет арабский шейх и завалит тебя золотом, такие примеры тоже бывают. Лимит на единовременный платеж по донатам на Twitch — 50 тыс. рублей, именно столько составляют мои самые большие донаты. Самый крупный мой донатер вложил в мой поток суммарно около 200 тыс. рублей", — поделилась Сабина.
Первое время каких-то отчислений от зрителей действительно не было, стример получала максимум 1 тыс. рублей в месяц. В течение первых восьми месяцев на Twitch девушка выходила в эфир каждый день больше для своего удовольствия, чем для привлечения фолловеров. Первые 100 зрителей появились только на девятый месяц стримов.
"Тогда я разработала отдельную стратегию. Я высчитала время, когда других стримеров меньше всего онлайн, тогда я поняла, что минимальное количество стримов проходит ранним утром", — рассказала Сабина.
Девушка начала экспериментировать со временем утренних эфиров и заметила, что отсутствие конкуренции крупных и популярных стримеров, которые любят вечерние трансляции, приносит больше просмотров и зрителей: "Получалось, что когда ты заходил в раздел Dota2, в топе можно было увидеть мои эфиры, потому что кроме меня почти никого не было. Так я и начала массово наращивать аудиторию". Стример отмечает, что аудитория таких эфиров любит взаимодействие и общение, поэтому девушка периодически проводит Subday — специальные трансляции для своих платных подписчиков, где они могут с ней поиграть. Также они получают специальные значки в чате, особенный статус на канале и добавление в друзья на разных платформах.
Помимо этого, стримеры получают отчисления от Twitch за автоматически проигрываемую рекламу. Сабина за нее получает около $50-70 в месяц. По ее словам, те стримеры, которые запускают такую рекламу вручную на эфирах, могут получать несколько сотен долларов.
Сейчас на российский сектор Twitch начали активно приходить рекламные агентства. При этом Сабина отмечает, что среди мелких агентств встречаются мошенники, которые могут исчезнуть, не заплатив за рекламу. Сама девушка решила перейти на иностранную аудиторию и теперь проводит трансляции на английском.
"Теперь я поняла, что англоязычная аудитория гораздо охотнее поддерживает стримеров путем платных подписок на канал, а русскоязычная предпочитает донаты. Связано это во многом с курсом рубля. Подписка стоит $5, что с плавающим курсом для российских зрителей не выгодно", — заключила она.