План по кадрам. Насколько в 2019–м вырастут зарплаты

Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС

Самое важное событие, с которого в России начался новый год, — это, несомненно, вступившая в свои права пенсионная реформа. Закон о поправках в Трудовой кодекс был подписан в октябре прошлого года. Теперь женщины в стране будут выходить на пенсию в 60 лет, а мужчины — в 65 лет. Однако повышение решено растянуть на 10 лет, и окончательно новые нормы закрепятся только в 2028–м.

Пессимистично настроенные эксперты заговорили о массовом «исходе» на рынок труда непристроенных возрастных рук. «Согласно данным Росстата, уровень безработицы в России до принятия пенсионной реформы составлял около 5%. С ее принятием можно ожидать, что эта цифра увеличится», — считает глава отдела по персоналу Colliers International Дарья Рубацкая.
Однако с этим не согласна президент HR–ассоциацииНадежда Коротовских: «Серьезных изменений на рынке труда в разрезе пенсионной реформы в ближайший год мы не увидим: большинство людей предпенсионного возраста сохранят рабочие места по инерции. Не секрет, что в России каждый второй пенсионер продолжает трудиться и после выхода на пенсию. Ведь для большинства это возможность дополнительно заработать на фоне небольших пенсионных выплат».
Однако один из главных вопросов на трудовом рынке — 2019 — это адаптация возрастных сотрудников, которым и без всяких реформ непросто найти себе рабочее место. Компании отдают предпочтение молодым. Одна из причин для отказа соискателям из поколения X — отсутствие цифровой грамотности. Но, несмотря на это, по мнению учредителя кадрового агентства «HR Аналитика» Нелли Бурковой, работодатели повернутся лицом к пожилым и опытным: «Увеличится процент трудоустройства возрастных соискателей, так как период «дерзких молодых стартаперов» не оправдал ожиданий серьезного бизнеса. Финансовые потери и разочарование заставляют собственников крупных компаний вновь обратиться к топ–руководителям, обладающим практическим и жизненным опытом. «Стеклянный потолок» будет поднят, и эйчары все чаще станут приглашать на работу опытных специалистов старше 45 лет».

Кнопка от сердца

Автоматизация на предприятиях давно не тренд, а естественный процесс. Это позволяет удешевить и ускорить их работу. Для сотрудников это означает сокращение «лишних» и повышенные требования к «выжившим». Обидно, но справедливо — новые системы требуют новых компетенций. За последние 5 лет появилось большое количество специальностей будущего, и в ближайшие 20–25 лет, по прогнозам экспертов, они составят три четверти всего рынка.
«Расширится список профессий по направлению «информационные системы и технологии». Сейчас разработаны профессиональные стандарты по 26 должностям, связанным с IT. И будут появляться новые профессии так называемых «переговорщиков»: посредников между человеческим обществом и искусственным интеллектом, — отмечает Нелли Буркова. — «Гуманисты», вероятнее всего, обеспечат более комфортную адаптацию общества людей к новой цифровой реальности — наращивая объемы цифровой компетенции у профессионалов разных специальностей. А высококлассные технари займутся обучением искусственного интеллекта навыкам коммуникации, способствуя его интеграции в человеческую цивилизацию».
В России хоть и говорят увлеченно о цифровизации и роботизации всего и вся, все же галопом домчаться до уровня развитых стран по количеству роботов и умных систем на душу в 2019–м вряд ли смогут. А потому работники пока могут выдохнуть — правда, несильно: Word в совершенстве уже совсем неубедительное преимущество в глазах работодателя.
Могут спасти языки — нет, не наших европейских коллег, а программные. Если не знаете, чем Java отличается от C++ и с блокчейном вы на «вы», то от общения с компьютером можно перейти к общению с людьми. Мягкие навыки, или soft skills, — маст–хэв для амбициозных соискателей. Согласно прошлогоднему исследованию hh.ru, презентационные навыки и навыки продаж входят в пятерку самых востребованных работодателями компетенций. Так что знание не только комбинаций клавиш, но и «рычажков» человеческой души — одно из важных требований современного мира.

Работники как звезды

Немаловажный вопрос, который беспокоит всех без исключения, — деньги. «По данным нашего исследования, в 2019 году больше половины работодателей запланировали повышение зарплат, но всего на 1–3%. Такая тенденция прослеживается как в Москве, так и в Санкт-Петербурге», — рассказала «ДП» Светлана Орел, менеджер практики специализированных исследований рынка труда рекрутинговой компании Antal.
Так, четверть работодателей планируют поощрить прибавкой к зарплате только некоторых сотрудников, а 61% компаний собираются пересмотреть выплаты в целом. При этом 53% опрошенных закладывают в бюджет повышение на 4–6%, а 9% компаний планируют поднять зарплаты всего на 1–3%.
Только 9% опрошенных HR–менеджеров уже сейчас подтвердили, что повышения заработных плат в 2019 году в их компаниях не запланировано. В прошлом году оставить сотрудников без прибавки хотели почти вдвое больше компаний (на начало 2018–го повышение зарплат не было заложено в бюджет как минимум у 16% работодателей). «Откладывать пересмотр зарплат большинство компаний не намерены. 48% работодателей хотят повысить зарплаты уже в I квартале 2019 года, а 31% сделают это во II квартале», — добавляет Светлана Орел.
Однако в рост «кровно заработанные» пойдут не у всякого. «Сохраняется посткризисная установка на точечное повышение зарплат. Работодателей, массово индексирующих заработную плату в среднем на 7%, очень мало, если не брать в расчет государственный сектор. Но и там нет такой динамики прироста. Среднее значение, на которое планируют повышать заработные платы, например, в ИТ–отрасли, — 10%. Однако это только планы. Как показывает практика, в последние годы темпы прироста зарплат сильно ниже заявляемого показателя 7%», — говорит Екатерина Скляренко, руководитель отдела маркетинга «HeadHunter Северо–Запад».
В Смольном перед Новым годом гордились ростом минимальной зарплаты в городе до 18 тыс. рублей. «Выше только в Москве», — подчеркнул председатель городского комитета по труду и занятости населения Дмитрий Чернейко.
И все же возрадуемся, что мы не в Москве.