Бороться за статус–кво. Ретейл ждет падения покупательской способности в 2019 году

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Представители российской розничной торговли ожидают в 2019 году продолжения падения покупательной способности потребителей, обострения конкуренции и роста цен, вызванного увеличением долговой нагрузки и издержек производителей и реализаторов. Негативное влияние на их бизнес окажет и повышение НДС, а покупатели, как ожидается, станут рациональнее и расчетливее в сделках.

По прогнозам аналитика ГК "Финам" Алексея Коренева, вероятнее всего, мы станем свидетелями не только неизбежного смещения потребительского спроса в сегменты более дешевой продукции, но и снижения общего объема продаж. "Из–за роста цен и падения доходов людям придется тщательнее подходить к вопросам выбора товаров и отказаться от чего–то, что не является предметами первой необходимости. Снизится и средний чек у большинства ретейлеров".
На поведении потребителей сказываются общие опасения по поводу ситуации в российской экономике. Согласно данным Deloitte, доля россиян, считающих, что экономика находится в рецессии, в 2018 году увеличилась с 51 до 61%. Кроме того, выросла и доля сограждан, ожидающих снижения в новом году своей покупательной способности: с 22 до 30%. Аналитики также отмечают, что лишь 9% россиян прогнозируют в новом году рост экономики, 47% ожидают ее спада, а каждый пятый вообще не знает, чего от нее ожидать.
В условиях возросшей налоговой нагрузки и сжатия потребительского спроса розничная торговля, вероятнее всего, окажется в вялотекущей стагнации, добавляет Алексей Коренев. "Лишь отдельные ретейлеры смогут продемонстрировать относительно неплохие результаты. Остальным же придется бороться за то, чтобы операционные и финансовые показатели их деятельности хотя бы не снижались", — отмечает эксперт.

Все под ударом

Повышение НДС до 20% также негативно скажется на ценах и объемах розничной торговли.
"Рост цен не будет скачкообразным — большинство производителей и реализаторов продукции начали увеличивать цены заранее, закладывая риски снижения своей прибыли в будущем. Многие намеренно будут стараться подольше держать цены на прежнем уровне, чтобы не потерять покупателей. Однако постепенно цены все же начнут расти, и по итогам года, как мы полагаем, общее повышение стоимости большинства продукции в рознице составит от 10 до 16%", — отметили в ФИНАМе.
Повышение НДС отразится в первую очередь на конечном потребителе, но общего снижения потребления не будет, считает директор по маркетингу Petshop.ru Дмитрий Аксенов.
"Новая ставка НДС, безусловно, повлияет на рынок, но здесь также многое зависит от самих компаний — насколько они смогут оптимизировать операционные расходы, найти драйверы внутри бизнеса, исходя из предпочтений своей аудитории", — добавляет директор по развитию розничной торговли сети Familia Александр Гришак.
В 2019 году под угрозой в той или иной степени могут оказаться все сегменты торговли. Однако влияние негативных факторов будет неравномерным, отмечают эксперты. "Если без продуктов питания или детских товаров обойтись невозможно и в этих секторах будет наблюдаться просто смещение покупательского спроса в сторону более дешевой продукции, то от приобретения ряда предметов длительного пользования часть россиян может на время отказаться. Под угрозой может оказаться электроника и бытовая техника, автомобили, та часть сектора легкой промышленности, которая относится к среднему ценовому диапазону, DIY–ретейл и ряд иных направлений", — прогнозирует Алексей Коренев.
Однако не у всех представителей розницы негативный настрой. Например, в сети магазинов зоотоваров Petshop прогнозируют, что в новом году рынок продолжит развиваться.
"Рынок промышленных кормов в настоящий момент в России не достиг и половины своего потенциала. Кроме того, продолжает развиваться отрасль электронной коммерции, и нам как лидеру в своем сегменте это на руку. Серьезных событий в 2019 году не ждем. Роста покупательной способности не ожидаем, но рост рынка прогнозируем. Надеемся на стабильность курса и экономики", — говорит Дмитрий Аксенов. Он отмечает, что основным барьером для развития рынка может стать вступление в силу новых западных санкций.

Аутлеты всех конфессий

Вызовы рынка сильнее скажутся на тех, кто ориентирован на аудиторию 18–24–летних. "Это связано с тем, что не увеличивается ни численность этой аудитории, ни ее платежеспособность. То же и для игроков ценовых сегментов средний и средний минус, где конкуренция за покупателя сейчас жестче", — считает Александр Гришак.
По его словам, в следующем году в сегменте fashion неизбежно обострится конкуренция. "Продолжится отток или уменьшение присутствия ряда зарубежных брендов, на этом фоне вполне возможно усиление доминирования отдельных игроков. Существенных барьеров, которые могли бы серьезно затормозить развитие, пока не наблюдается. Но ретейл всегда очень зависим от глобальной экономики, поэтому давать здесь прогнозы — дело неблагодарное", — добавил Александр Гришак.
Совладелец "Юлмарта"Дмитрий Костыгин прогнозирует, что в следующем году резко усилится поток инвестиций в оборот интернет–заказов — фулфилмент.
"Магазины у дома достигнут пика популярности, а гипермаркеты всех конфессий начнут адаптироваться и отвоевывать упущенные позиции. Распродажная индустрия будет стремиться к следующему уровню — аутлеты всех мастей", — добавляет он.