Фабрика сдержанного пессимизма. Прогноз развития петербургской промышленности

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Опрошенные "ДП" руководители промышленных предприятий предстоящий год называют сложным. Бизнес беспокоят повышение НДС, низкая покупательная способность населения и нестабильность на внешних рынках.

Год 2018–й можно считать успешным для петербургской промышленности: она выросла на 5% (в целом по стране рост был на 3%). Однако уже в 2019 году, согласно официальному прогнозу Смольного, экономику может ждать замедление. По документам целевым уровнем считается рост производства на 3,1%, а базовым — на 2,6%. Консервативный сценарий — то есть, по сути, кризисный — тоже предполагает рост, но лишь на 1,8%.
Судя по опережающим индикаторам, готовятся к ухудшению и предприниматели. Инвестиции в основной капитал за 9 месяцев прошлого года в Петербурге упали на 12,2%. Индекс предпринимательской уверенности в обрабатывающей промышленности также весь год оставался в зоне отрицательных значений — как в целом по стране, так и в Петербурге.
"Особенное беспокойство отражает резкое ухудшение деловых настроений в отраслях, обслуживающих промышленные предприятия. Например, в IV квартале 2018 года в Петербурге индекс предпринимательской уверенности в грузовых автоперевозках составил минус 24, тогда как в среднем по России — минус 10. Это может косвенно свидетельствовать о рисках замедления промышленного роста в начале года", — рассказал Александр Пахалов, руководитель проекта "Рейтинги регионов России" Национального рейтингового агентства.

Внутренние риски

Настроению предпринимателей есть из–за чего испортиться. С 1 января НДС повысился с 18 до 20%, так что теперь всем приходится пересматривать ценовую политику, да так, чтобы одновременно сохранить спрос, который в условиях стагнации российской экономики совсем нельзя назвать стабильным.
"Мы ожидаем, что год будет тяжелым, хотя на нашем предприятии объем производства должен все–таки вырасти. Это связано в первую очередь с тем, что мы развиваемся и модернизируемся, наши крупные покупатели тоже модернизируют мощности, у них есть потребность в конвейерной ленте. Понятно, что по всем ударит рост НДС и рост цен на топливо. Прогнозы будет корректнее давать после I квартала", — утверждает Олег Кульбеда, коммерческий директор ООО "ГСК Красный Треугольник".
Добавить негатива может и сокращение государственного заказа. Особенно это касается оборонных предприятий и судостроителей, которые уже ощутили на себе новую страсть федеральных чиновников к экономии.
"Судостроительная отрасль будет испытывать те же сложности, что и остальная промышленность: сохранятся трудности с импортозамещением, повысятся расходы предприятий в связи с ростом НДС до 20% и ростом тарифов на топливо, электричество, вывоз мусора. У судостроителей могут возникнуть сложности с получением госзаказа и госфинансирования на проекты модернизации и нового строительства", — рассказали на Северной верфи.
Зато политические перестановки эксперты серьезным риском не считают. "Практически все руководители, представленные на сегодняшний день, — это люди, так или иначе работавшие в Смольном, многие вернулись из команды Валентины Матвиенко. Поэтому от промышленной политики неприятных сюрпризов ждать не стоит", — считает Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела ИК LMS.

Внешние риски

Нестабильность на внешних рынках тоже может усложнить жизнь петербургским промышленникам, особенно тем, кто ориентирован на экспорт. Причем, судя по статистике, дела идут неважно и у наших западных, и у наших восточных партнеров. В еврозоне цифры уже отрицательные. По итогам ноября 2018 года объем промышленного производства в странах Евросоюза сократился на 2,2% в сравнении с аналогичным периодом 2017 года. В Германии падение промышленности — вообще на 5,1%. Замедляется промышленный рост и в Китае. Показатель плюс 5,4% оказался самым слабым за прошедшие 3 года. И только Америка продолжает демонстрировать результат лучше прогнозов (плюс 8,5% за 2018 год).
"В случае если в Европе произойдет рецессия, это негативно скажется на экспорте предприятий химической промышленности, — предсказывает Ирина Панченко, старший вице–президент Ленинградской торгово–промышленной палаты. — Их не так много, но они поставляют очень большие объемы продукции за рубеж. В зоне риска ряд иностранных предприятий, которые ведут деятельность в России, но нацелены исключительно на экспорт. Также пострадать может целлюлозно–бумажная промышленность, в которой есть значительная экспортная доля, а также лесопереработка".
С другой стороны, есть и хорошая новость: постепенно сходят на нет угрозы новых санкций. "С учетом готовности американского минфина снять санкции с "Русала", можно говорить о том, что, наверное, наибольший объем санкций прошел и теперь будет тренд на их постепенную отмену или ослабление", — говорит Дмитрий Кумановский.

Колесо фортуны

Стратеги из Смольного возлагают надежды на машиностроение. Согласно их прогнозу, в 2019–2021 годах определяющее влияние на итоги работы будут оказывать производство автотранспорта и прицепов, машин и оборудования, компьютеров, электронных и оптических изделий, а также лекарственных средств. Автопром действительно был одним из ключевых драйверов в 2017 и 2018 годах. Однако позитивный импульс постепенно истощается — в наступившем году дилеры ждут роста продаж лишь на 3–5%. Так что если на городских заводах сохранится нынешний модельный ряд, то потолок для отрасли по итогам года — плюс 5%.
"Стоит помнить, что у Nissan и Toyota мощности загружены не на 100%, здесь есть резерв, и его реально заполнить новыми моделями. Но пока о таких решениях от компаний нам неизвестно. И даже если они будут приняты, то вряд ли эти модели уже в этом году появятся на конвейере, так как для этого требуется подготовка предприятия", — полагает Михаил Чаплыгин, генеральный директор "Auto–Dealer–СПб".
Большим событием для автокластера может стать перезапуск завода General Motors в Шушарах. Антимонопольщики уже согласовали сделку по приобретению активов белорусско–британской компанией "Юнисон Авто Рус". Однако сроки точно неизвестны, сюрпризов исключать нельзя. Что касается новых производств, то специалисты рынка с сожалением констатируют, что предыдущая команда городских управленцев упустила все имевшиеся возможности.