Мозг для ЖКХ. Как цифровизация меняет рынок коммунальных услуг

Автор фото: Беликов Валентин

Цифровая революция могла бы сделать рынок ЖКХ прозрачнее, но, как говорят эксперты, в ближайшее время ни Россию, ни Петербург технологические потрясения не ждут. Причины тому — высокие издержки на обновление техники и недобросовестные управляющие компании.

Чтобы оценить, как меняет систему ЖКХ цифровизация, достаточно съездить в Финляндию. Здесь произошел почти полный переход от бумажной квитанции к облачным сервисам, онлайн–платежам и оперативной связи. В новых районах даже мусор специально не вывозят — по трубе он сразу улетает на центральную станцию. Для экономии света в европейских домах (не только финских) применяются специальные датчики движения: освещение включается только при появлении человека. Используют датчики и для обеспечения безопасности: встроенные в систему умного видеонаблюдения, они оповещают жителей дома о присутствии посторонних людей.

Разработки есть

Отечественный производитель сегодня тоже готов предложить различные умные устройства. С помощью умных счетчиков, встроенных в единую облачную систему передачи показаний энергии, жители домов в любое время смогут отслеживать расходы тепла и воды и распределение своих платежей. Стоимость счетчика колеблется в районе 5–6 тыс. рублей, еще около 2 тыс. рублей нужно заплатить за установку оборудования.
"Внедрение системы учета энергоресурсов, разработанной технопарком Санкт–Петербурга, позволило на 30% снизить расходы на электроэнергию на заводе "Ленполиграфмаш", — рассказал "ДП" Сергей Митягин, директор института дизайна и урбанистики ИТМО.
Интеллектуальную систему управления теплоснабжением разработала петербургская компания "Радар ММС". Специальный контроллер, управляющий подачей тепла, может снизить его потребление в более теплые дни, когда нет необходимости в сильном отоплении квартиры. Средняя экономия ресурса, по словам производителя, составляет 22%.
Наконец, в России созданы цифровые системы по управлению домами. Среди функций — сервисы сбора платежей, сбор и анализ статистики по дому и площадка для коммуникации жильцов и членов домоуправления (своеобразная социальная сеть ЖКХ). Такой продукт, например, предлагает компания "Домопульт" — подключение к системе для ТСЖ обойдется почти в 36 тыс. рублей.

Просто космос

Технологии есть, но внедряются они медленно. "Основным барьером мне представляется наличие значительного фонда устаревшей инфраструктуры. Так, банальный чрезмерный износ коммуникаций, с одной стороны, может нивелировать эффекты внедрения цифровых решений, а с другой — требовать постоянных затрат на поддержание и ликвидацию аварий, не позволяя инвестировать в новые технологии", — считает Сергей Митягин.
Другая причина медленного техпрогресса в ЖКХ основана на столкновении интересов участников рынка. Для ресурсоснабжающих организаций, как и для собственников жилья, цифровизация является очевидным способом экономии финансовых и энергозатрат. Недобросовестные управляющие компании, привыкшие искусственно завышать суммы в платежках, заинтересованы в прозрачности в последнюю очередь.
"Запрос на сервисы по автоматизации, безусловно, есть. На выставках, конференциях к нам всегда подходят, спрашивают о продукте. Но потом на каком–то моменте интерес заканчивается. Могу лишь догадываться, что застройщик не заинтересован в передаче реальных показаний со счетчиков", — комментирует Николай Жирнов, генеральный директор компании "РоссИнн".
У управляющих компаний свои аргументы. Прежде всего, к цифровизации не готовы сами потребители. "Новые технологии для нас — космос", — комментирует Алексей Зинчук, исполнительный директор УК "Тимуровское". "Идея умных счетчиков, которые автоматически передавали бы данные напрямую бухгалтеру, безусловно, хорошая, но у 10% жильцов еще не стоят даже обычные приборы учета. Зачем тогда цифровые? Плюс умные счетчики означают дополнительные расходы, а у нас живет много пенсионеров".
В социальных сетях для жильцов дома управляющие тоже не видят пользы. "Разработчики всяческих сервисов и цифровых платформ страшно далеки от народа. Если при нашей загруженности нам вдруг устанавливают более жесткие сроки для принятия решений, что потом с этим делать? Чтобы обслуживать систему, нужен специально обученный человек. И деньги, которые могли бы пойти на решение общедомовых проблем, я вынужден платить отдельному человеку. Кому это нужно? Точно не жителям дома", — сетует Александр Боридько, председатель ТСЖ "Бадаева, 8".

Будущее догонит всех

Чтобы управляющие компании не размышляли, а модернизировались, федеральные власти готовы ужесточать регулирование. Так, с 2020 года умные счетчики на электричество станут обязательным требованием для всех новостроек. А Госдума утвердила закон, по которому и в старых домах вышедшие из строя счетчики будут заменять на умные приборы учета. Правда, одновременно появилась информация о том, что Минстрой выступит против обязательных поквартирных счетчиков на батареях, поскольку они "экономически нецелесообразны".
Уже подтягиваются и корпорации. Так, оператор связи "ЭР–Телеком" заявил о планах вложить 1 млрд рублей в цифровизацию Петербурга. Деньги потратят на установку систем автоматизированного учета расходов энергии, а также на умные домофоны. Скачав специальное приложение, жители смогут принимать звонки с домофона и открывать дверь гостю через смартфон — даже из–за границы. Всего компания планирует к 2020 году установить более 8,5 тыс. домофонных панелей в восьми районах города. Правда, пока что приложение установлено более чем у 10 тыс. пользователей по всей России — а значит, для Петербурга цифры еще более скромны. В отзывах пользователи оценивают сервис невысоко, отмечая, что приложение требует существенной доработки. Еще миллиард планируют вложить в "Ростелекоме". Компания планирует создать в Петербурге единую автоматизированную систему "Жилищно–коммунальное хозяйство".
По сути, это платформа для сбора данных, которая позволит увеличить прозрачность. На какой стадии проект сейчас, в компании прокомментировать отказались.
Пока же вопросы ЖКХ решаются преимущественно по старинке. Жильцы приходят на прием к председателям ТСЖ и на собрания. Показания со счетчиков списываются вручную и затем передаются по телефону диспетчеру. О массовом применении умных технологий или интернете вещей речи пока не идет. Однако это и понятно: если оцифровывать бардак, ничего другого, кроме оцифрованного бардака, не получится. Так что, учитывая предысторию российского рынка ЖКХ, технологический рывок может занять несколько больше времени, чем в Европе.
Для цифровизации в коммунальном хозяйстве должна возникнуть экономическая ситуация, при которой конечный потребитель будет заинтересован в содействии развитию этих процессов, либо это должно быть стратегическое решение города — инвестировать в эту сферу. Но если реально оценивать затраты, в том числе и на объекты старого фонда, то становится ясно, что в ближайшие годы для города эта задача не будет приоритетной. Следовательно, развитие будет идти за счет частных проектов, где это предусмотрено еще на этапе планирования.
Денис Цытрин
управляющий директор FM Becar Asset Management
Как только в инфраструктуре появляются компьютеры, возникают угрозы удаленного взлома, кражи данных, преднамеренной порчи. На андеграундных рынках киберпреступники уже обмениваются технологиями, позволяющими взламывать умные устройства и реализовывать атаки. Уже несколько лет в сети доступны исходные коды вируса Mirai, позволяющего заражать камеры наблюдения. Последствия успешного взлома многообразны: начиная от саботажа и отключения инженерных систем до скрытого использования муниципального оборудования для майнинга криптовалюты. Поэтому в каждом проекте необходимо уделять особое внимание информационной безопасности.
Михаил Кондрашин
технический директор Trend Micro в России и СНГ