Ипотечный Uber. Онлайн–агрегаторы меняют рынок недвижимости

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Будущее — за сервисами с серьезными инвесторами.

Дмитрий Игнатьев, конечный бенефициар ПО "Ленстройматериалы", приобрел доли в пяти юридических лицах, входящих в группу компаний "Нмаркет.ПРО". Через них он собирается развивать интернет–сервис для агентств недвижимости по продаже объектов строящегося жилья и оформлению ипотечных кредитов.
Незадолго до завершения сделки одна из компаний как единственный участник выиграла тендер банка "Дом.РФ" на оказание услуг по привлечению клиентов. Стоимость контракта — 10 млн рублей.
"Финансируемая программа развития "Нмаркет.ПРО" на 2019 год составляет порядка 300 млн рублей, в наших планах выдать ипотечных кредитов на 12 млрд рублей от 10 банков и в общей сложности заключить 20 тыс. сделок с недвижимостью по России", — передал "ДП" через помощника Дмитрий Игнатьев.

Борьба за комиссии

По оценке "Петербургской недвижимости", в прошлом году объем продаж строящегося жилья в Петербурге достиг 5 млн м2. При средней цене 107,9 тыс. рублей за 1 м2 объем рынка составил не менее 500 млрд рублей.
По оценке участников рынка, застройщики через дилерские каналы продают до 50% своих объемов. Комиссионное вознаграждение при этом может составлять 1–4% от стоимости объекта недвижимости. Традиционно дилерскими каналами являлись агентства недвижимости, но сегодня их стали теснить интернет–сервисы.
Таким образом, "Нмаркет.ПРО" фактически вышел на рынок онлайн–проектов по продаже объектов строящейся недвижимости, размер которого может достигать 250 млрд рублей с объемами комиссионных 2,5–10 млрд рублей.
В структуре продаж недвижимости доля сделок с привлечением ипотеки достигает 50–60%. На первичном и вторичном рынке жилья в Петербурге банки в прошлом году выдали более 560 млрд рублей ипотечных кредитов. Примерно половина ипотечных кредитов выдается обычно с привлечением посредников.
Банки не раскрывают размер комиссионного вознаграждения своим партнерам, это может быть фиксированная сумма или процент от сделки. В среднем расходы банка составляют 0,2–1% от размера кредита. Таким образом, рынок комиссионных на ипотечном рынке может составлять около 1,1–5,6 млрд рублей.

Агрегируй это

В Петербурге рынок онлайн–посредников на рынке жилья представлен сайтами–агрегаторами, которые фактически являются витринами объектов недвижимости без оказания дополнительных сервисов. В этом сегменте работают такие сайты, как "Яндекс.Недвижимость", "Авито", ЦИАН, Novostroy. Их монетизация происходит за счет рекламы и продажи застройщику и агентствам так называемых лидов, то есть контактов потенциального покупателя недвижимости.
Обособленно в этом ряду стоит проект Сбербанка "ДомКлик". Помимо витрины объектов и ипотеки дополнительно он оказывает услуги по регистрации сделки в Росреестре и правовой экспертизе объекта. Однако доступ в него другим банкам закрыт.
"Сильная сторона "ДомКлик" — опора на гигантские возможности Сбербанка — оборачивается и его слабостями. Это монопольное продвижение банка с не всегда оправданным размером комиссий (монополия есть монополия)", — считает Дмитрий Игнатьев.
Не все банки самостоятельно хотят расширять каналы продаж, привлекая агентства недвижимости и застройщиков. Для этого необходимы большие затраты в том числе на содержание квалифицированных менеджеров. Этот факт и придает импульс к развитию рынка агрегаторов–посредников.
"Конкурировать за клиента банки могут за счет сервиса или когда клиент получил отказ в банках — лидерах рынка ипотеки, — говорит Павел Кочкин, генеральный директор группы компаний "Нмаркет.ПРО". — В XXI веке 90% банков до сих пор принимают заявки на ипотеку по почте или просят заполнить анкеты вручную".
По мнению эксперта, именно агрегаторы могут предложить банкам решение по привлечению клиентов без существенных затрат.

Банки ждут

"Тенденция по постепенному переходу специализированных площадок по продаже недвижимости или банковских продуктов к модели с расширенной линейкой сопутствующих услуг очевидна, — полагает Алексей Тартышев, руководитель департамента цифровых сервисов и маркетинга банка "ДельтаКредит". — В Европе уже запущен проект open banking, который скоро повлияет и на российский рынок". Концепция open banking предъявляет к банкам требования предоставлять доступ сторонним компаниям к накопленным данным по клиентам и продуктам, что может изменить рынок.
"Пока мы практически не работаем со сторонними онлайн–платформами и развиваем прямые партнерские отношения с застройщиками и агентствами недвижимости. По нашим оценкам, доля агрегаторов на рынке в целом по стране пока не превышает и 10%. Впрочем, она растет, и не исключено, что уже через год доля онлайн–платформ в наших продажах превысит 25%", — полагает Татьяна Хоботова, территориальный менеджер по работе с партнерами по ипотеке Северо–Западного филиала банка "Открытие".
Бизнес–идея создания маркетплейса в сегменте b2b на рынке ипотечного кредитования хороша для развития конкуренции и в будущем будет иметь последователей. Банки получают альтернативный канал привлечения клиентов, но должны будут оптимизировать свои бизнес–процессы и сроки принятия решения. В будущем количество участников маркетплейсов ипотечного рынка может расшириться за счет присоединения к ним оценщиков и страховщиков.
Константин Мурашкин
руководитель отдела продаж ипотечных кредитов Северо–Западного регионального центра Райффайзенбанка
Самостоятельно агентству недвижимости заключить договор с каждым из застройщиков в городе нереально. Агрегаторы вполне успешно решают эту задачу. Сегодня онлайн–платформы оставляют себе 15–20% от комиссии застройщика, и мы готовы делиться с ними такими суммами. Предпосылок для снижения размера комиссий нет, несмотря на усиливающуюся конкуренцию на рынке. Агрегаторы будут нести затраты на повышение сервиса и расширение функционала.
Михаил Бизимов
руководитель отдела продаж новостроек АН «Экотон»