Дети-блогеры за миллиард. Рекламодатели все охотнее отдают предпочтение более молодой аудитории

По подсчетам американского Forbes, в 2018 году самым высокооплачиваемым блогером на YouTube стал семилетний Райан, чей канал Ryan ToysReview за год удвоил свой доход с $11 млн до $22 млн.

По статистике сервиса WhatStat, сейчас пять из десяти самых прибыльных каналов на YouTube принадлежат детям, не достигших 10 лет. При этом количество подписчиков не всегда играет решающую роль в прибыли молодых блогеров, так как рекламодатели все охотнее отдают предпочтение тем, кто привлекает к брендам более молодую аудиторию.

Почему дети

Сейчас на канал самого богатого ребенка-блогера Райана подписано более 17,3 млн человек. В роликах он распаковывает коробки с игрушками и описывает впечатления от них. У Райана есть контракт с ретейлером Walmart, выпустившим серию игрушек и одежды "Мир Райана".
Для сравнения, другой известный блогер Феликс Чельберг, который ведет самый большой YouTube-канал в мире PewDiePie (81 млн зрителей), в 2018 году заработал на $7 млн меньше, чем семилетний Райан.
Российским сегментом видеоблогинга также правят дети и подростки. Один из самых прибыльных каналов сейчас принадлежит пятилетнему брату и трехлетней сестре из Одессы, известных как мистер Макс и мисс Кэти. Сейчас количество их подписчиков перевалило за 15 млн, что в 15 раз больше населения самой Одессы. Сейчас их видео имеют уже более 4 млрд просмотров. Дети заработали уже более 300 млн рублей.
Детские каналы в основном занимаются обзором игрушек и мультфильмов. Также родители загружают на канал видео, где дети едят пиццу, гуляют, смотрят телевизор. Блогеры-подростки занимаются видеообзорами на игры, созданием комедийных скетчей и пародий.
По данным экспертов, детская аудитория легче воспринимает рекламу, чем взрослая. На YouTube дети реже перематывают рекламные ролики и просто смотрят один ролик автоматически за другим. Например, Райан заработал за рождественский семиминутный ролик на YouTube $16 тыс. за счет большого количества просмотров.
"Рекламодатели более благосклонны к детям, потому что с их стороны это своеобразная инвестиция в будущее и стратегическое развитие компании, — объясняет основательница маркетингового агентства "Брусника"Теххи Полонская. — Если эти блогеры уже сейчас стали лидерами мнений, то они скорее всего останутся лидерами мнений для своего поколения в будущем. Кроме того, рекламодатели уже сейчас могут влиять через молодых блогеров на их ровесников, эта аудитория сейчас формирует свое мировоззрение и вкусы. Те бренды, которые сейчас завоюют место в их головах, могут стать ведущими для них в дальнейшем во взрослой жизни. Это может укрепить позиции компаний на ближайшие 30-40 лет".
Также она отметила, что самое молодое поколение, которое уже начали называть поколением альфа, начало активно осваивать интернет и различные площадки, чтобы найти своих ровесников, поэтому в последние 2-3 года детские и подростковые блоги интенсивно растут и быстро наращивают просмотры.
"Подростки и дети обращают внимание на те темы, на которые не думают обращать внимание взрослые блогеры. Плюс с учетом некоторых современных реалий они могут о них вообще не знать. Например, как пользоваться приложением Like, которое весьма популярно сейчас у подростков", — считает Теххи Полонская.

Учат ли на блогеров

Директор школы навыков для детей и подростков "ОМ" Максим Мирошниченко обращает внимание, что часто российские рекламодатели идут к молодым блогерам, у которых зачастую подписчиков немного — 10-40 тыс. человек.
"По их мнению, у таких каналов более "чистая" аудитория без фейковых аккаунтов и накруток, то есть реальные зрители, которые пришли к блогеру, который им нравится и у которого они будут смотреть рекламу", -—объяснил он.
В школе "ОМ" обучаются дети от 8 до 17 лет по разным направлениям. Раньше школа была в основном ориентирована на медийное направление: детей учили телевизионной журналистике, созданию лонгридов, а также театральному искусству и блогингу. В этом году концепцию сменили после масштабного исследования, к которому привлекли родителей учеников.
"Сейчас в городе много есть хороших школ журналистики, поэтому мы решили оставить у себя всего два медийных направления — создание видеоблога и актерское искусство детям гораздо более понятно, чем журналистика", — обратил внимание Максим Мирошниченко.
С учетом пожеланий родителей в школе сделали акцент на приобретение детьми навыков, которые могут пригодиться в реальной жизни. Большинство респондентов отметили, что хотели бы, чтобы такое дополнительное образование давало детям возможность определиться с будущей профессии и приобрести жизненный опыт. Также по мнению взрослых, такая школа должна учить ребенка самостоятельности, социализировать его и дать ему возможность завести новых друзей.
"Большинству этих навыков не учат в обычной средней школе. Мы перестроили наш процесс обучения таким образом, чтобы дети готовили в итоге готовый рабочий продукт", — добавляет директор "ОМ".
В школе есть несколько примеров удачных кейсов. По словам Максима Мирошниченко, некоторые ученики начали снимать ролики по рекламным заказам и теперь таким образом самостоятельно зарабатывают. Также есть пример, когда одна из студенток школы привлекла рекламодателей на свой YouTube-канал. Ученица пришла в "ОМ" с уже определенной аудиторией, в течение обучения она нарастила ее еще на 15-20 тыс. человек.
"Но все же основная наша цель — не научить ребенка зарабатывать деньги, а просто дать ему необходимые в жизни навыки. Поэтому ведение блогов не единственный профиль школы. Дети изучают дизайн одежды, театральное мастерство, производство кино, программирование, архитектуру и так далее. Через все эти курсы проходят одни и те же дети", — добавил он.
"Сейчас мы поняли, что у современных детей совершенно другое понятие успеха. Это отнюдь не деньги и популярность, а сам процесс создания чего-то. Например, один из наших преподавателей — Нелли Недре, один из топовых современных дизайнеров одежды, у которой есть свои магазины и дизайн-студия. На месте детей я был бы в полном восторге от того, что общаюсь с таким успешным человеком. Но дети воспринимают ее как равную себе, просто как человека, с которым они могут разделить совместный процесс созидания", — подытоживает Мирошниченко.