Почта Банк зашел в "Пятерочку". Банковские продукты реализуют в продуктовых магазинах

Автор фото: ТАСС
Почта Банк договорился с торговой сетью "Пятерочка" об открытии в ее избранных магазинах так называемых банковских мини–офисов в виде простых стоек. Они экспериментально заработали пока только в двух из более чем 350 торговых точек сети в Петербурге. "Прямо в магазине можно получить все услуги банка: открыть счет и вклад, выпустить любую карту, оформить кредит, подать заявление на перевод пенсии, снять наличные или пополнить счет", — прокомментировал для "ДП" новую практику Дмитрий Рейдман, вице–президент Почта Банка. Правда, точки не работают с наличными: такие операции станут доступны только после установки банкоматов в магазинах.
Банкиры примут решение к лету: расширять свое присутствие в магазинах или сворачивать всю историю. Ежедневно банк рассчитывает обслуживать 30 и более человек и выдавать не менее 10 банковских карт, выпускаемых совместно с "Пятерочкой". Для самой "Пятерочки" профит будет состоять в получении арендного дохода (объем не озвучен) и росте товарного оборота за счет увеличения количества обладателей бонусных карт.
Авторы идеи полагают, что в "Пятерочки" ходит именно их потенциальный клиент: нарастив пользовательскую базу в отделениях "Почты России", банк теперь попытается вовлечь в свои банковские продукты покупателей товаров народного потребления.
Банкиры давно стараются интегрироваться в торговлю, которая за их счет получает дополнительные сверхдоходы. Достаточно вспомнить скандал, вызванный публичным распространением информации о стоимости аренды одного места для банкомата в метрополитене. Магазины ничем не хуже подземки: берут с банков деньги за предоставление квадратного сантиметра своих торговых площадей в аренду для установки банкоматов и платежных терминалов, требуют преференций по условиям кредитов для собственного развития. Впрочем, именно этот фактор и сдерживает разнообразие банковских киосков в сетевых магазинах.
В целом банковская инфраструктура в торговле так и развивается: какой–то банк финансирует строительство торговых площадей, а в счет погашения кредита получает место для открытия собственного офиса. Подвинуть с занимаемой площади после этого его может только Банк России, отозвав лицензию. Например, в сети "О’Кей" работают офисы единственного известного банка, он же и обеспечивает прием к оплате банковских карт — другим путь закрыт. ИКЕА, как известно, тоже работает с одним фаворитом. В другой петербургской сети стройтоваров работают отделения банка, собственником которого являются ее же акционеры.

Где тут офис, где киоск?

Но тут стоит разобраться в терминологии: что же можно считать банковским офисом и какова его полноценность. По терминологии ЦБ РФ в городе зарегистрировано и работает 1117 точек банковского обслуживания: дополнительные, операционные и кредитно–кассовые офисы, а также оперкассы. Это помимо полноценных филиалов и головных офисов банков (еще порядка 150 адресов обслуживания). Каждая из точек ограничена в проведении той или иной операции: какая–то может проводить исключительно обмен валюты, другая — предлагать сейфы в аренду и даже открывать расчетные счета.
Термина "мини–офис" в словаре Банка России не существует. Если банкир просто ставит стол и стул и нанимает для них консультанта — то волен называть этот уголок с мебелью как угодно его маркетинговой душе: удаленным рабочим местом, центром оказания качественных банковских услуг, консультационным мини–офисом или банком шаговой доступности. Потенциальный клиент тоже обладает мнением: воспринять это как банк или пройти мимо. Когда–то в торговых сетях так и было: стоял ряд столов со стульями и менеджерами с белым верхом и черным низом, которые заманивали к себе каждого проходящего и оформляли им кредиты. Но в кредит продавали крупную бытовую технику и автомобили. В магазины повседневных, вернее, продовольственных товаров банки заходить еще ни разу не рисковали: не позволяла экономика. Теперь, видимо, ситуация изменилась.
Россияне, по последним данным, заняли у банков порядка 16 трлн рублей. В пересчете на численность трудоспособного населения страны получается, что каждый из нас уже должен около 200 тыс. рублей, из которых 9,9 тыс. — безнадежно просроченных. И Банку России, так ратующему за финансовую грамотность населения, впору рядом с каждой банковской точкой открыть свою собственную информационную стойку, консультанты которой должны совершенно бесплатно читать курсы воспоминаний о школьной программе по математике за 7–й класс.