Новый снег по цене старого. Рыночные отношения не пришли в сферу уборки снега

Автор фото: Сергей Ермохин

В аукционах участвуют почти исключительно государственные компании. Подрядчики жалуются, что тарифы не пересматривались уже 10 лет.

Распределение подрядов на уборку снега с дорог и тротуаров проводится через аукционы. Как правило, в один лот входит один район, иногда — два. Торги на 2019 год общей стоимостью 9 млрд рублей прошли в конце декабря практически без борьбы между участниками. В каждой закупке участвовали по две компании, снижения цены почти не было. В прошлом году ситуация была аналогичной, стоимость контрактов — тоже.
Новых игроков на рынке нет, контракты из года в год достаются одним и тем же подрядчикам либо ротируются между ними. Например, уборкой дорог в центральных районах традиционно занимается ГУДП "Центр". В 2018 году предприятие отвечало за Адмиралтейский, Московский, Фрунзенский, Центральный, Василеостровский и Петроградский районы. За них город заплатил 3,2 млрд рублей. В 2019 году "Центр" дополнительно получил дороги в Невском районе, что увеличило стоимость подряда до 3,9 млрд рублей. Это — самая крупная доля рынка.
Компания "Автопарк № 7 "Спецтранс" — это единственный подрядчик, собственником которого не является город (основной бенефициар — физическое лицо), она обслуживает два района за 1,08 млрд рублей. Убирать дороги в остальных будут ОАО "Коломяжское", ГУДП "Путь", ГУДСП "Курортное" и ОАО "Автодор Санкт–Петербург". Общая площадь уборки сейчас составляет 59,3 млн м2. В эту зиму с них уже вывезли 650 тыс. м3 снега.
"За что копья ломать? Это не жила, а только выживание. У всех огромные долги, вынуждены брать кредиты и соглашаться на кабальные условия контрактов", — объясняет отсутствие конкуренции один из подрядчиков.
Согласно техрегламенту подмести снег и убрать гололед на магистральных городских дорогах необходимо в течение 3 часов после завершения снегопада. На дороги остальных категорий есть 4–6 часов. При средних осадках на обработку дороги противогололедными средствами отводится 2 часа, затем еще 2 часа уходит на сгребание снега — и так по кругу. На практике коммунальщики стараются разбросать эти средства перед снегопадом, и в помощь им будут автомобилисты, которые перемешают реагент со снегом в процессе езды. Такая смесь не слипнется, ее будет гораздо проще подмести. На вывоз есть 9 дней с момента окончания снегопада. Если выпало больше 10 см снега, то отводится 20 суток.
С тротуаров, где проходят более 250 человек в час, снег должны убрать не позже 1 часа после окончания снегопада днем или в ночное время до 7 часов утра. С остальных тротуаров — в течение 2–3 часов.
Для уборки дорог есть более 1500 единиц спецтехники. При залповых снегопадах город заключает дополнительные договоры с предприятиями, имеющими соответствующую технику. Как отмечают сами коммунальщики, этого достаточно, чтобы расчистить дороги во время снегопада, продолжающегося несколько дней. Однако мощностей, чтобы вывести снег, не хватит.
Контроль за работой подрядчиков осуществляет комитет по благоустройству и подведомственный ему Центр комплексного благоустройства (ЦКБ). Подрядчики жалуются, что ЦКБ часто штрафует их необъективно.
У жертв гололеда другое мнение. ГУДП "Центр" уже получило два предписания прокуратуры из–за некачественной работы в Адмиралтейском и Невском районах, где пострадали люди.