Сбербанк и ВТБ планируют создать региональную авиакомпанию на базе Utair

Автор фото: Марина Лысцева/ТАСС
Госбанки Сбербанк и ВТБ рассматривают возможность использовать частную авиакомпанию Utair для проекта региональной авиакомпании путем конвертации ее долга перед Сбербанком в акции или же заключив с ней соглашение о перевозках, пишут "Ведомости" со ссылкой на три источника, общавшиеся с сотрудниками этих госбанков, и источник, близкий к руководству Utair.
Сбербанк может стать совладельцем Utair, конвертировав долг авиакомпании в акции, пояснили газете четыре источника. Сам план возник именно потому, что у компании "огромные долги", с которыми она вряд ли сможет расплатиться, а Сбербанк — основной кредитор, поясняют собеседники агентства. При этом Минтранс на одном из недавних совещаний по долгам Utair заявил, что есть указание президента РФ не банкротить авиакомпании, говорит участник совещания.
Использовать Utair в проекте можно, просто заключив соглашение о перевозках, говорят два собеседника газеты. Банки предпочли бы партнерские отношения с будущим региональным перевозчиком, но если будет указание сверху, то станут и акционерами, добавил еще один источник. В октябре топ-менеджеры обоих госбанков говорили, что организации не хотят становиться акционерами новой региональной авиакомпании. Представитель ВТБ сказал, что банки рассматривают различные варианты регионального проекта и конкретных решений еще не принято.
О том что Сбербанк и ВТБ получили поручение правительства создать авиакомпанию для региональных перевозок, стало известно в октябре 2018 года. Проект появился после "майского указа" Владимира Путина. Одно из его требований — довести долю региональных авиаперевозок без пересадки в Москве до 50% всего рынка (в 2017 году было 23%). С инициативой выступил глава Сбербанка Герман Греф, потратить на новую авиакомпанию госбанки готовы не меньше $1 млрд.
Utair — четвертая по величине авиакомпания в России. Контрольный пакет акций принадлежит структурам "Сургутнефтегаза". В декабре перевозчик сообщил, что просит банки реструктуририровать ее долги и допускает дефолт на 19 млрд рублей. В конце 2014 года Utair уже был на грани остановки из-за долгов, компании пришлось выделять госгарантии на 19,2 млрд рублей. Общий долг авиакомпании перед банками — 56 млрд рублей, 30 млрд из них приходится на Сбербанк. Два других крупнейших участника синдиката — банки "Траст" (около 35%) и "Россия" (около 20%). Кредиторам о варианте перехода Utair к Сбербанку не сообщалось, говорит сотрудник банка-кредитора.