Modus vivendi Петербурга. Как и чем жил город в 2018–м

Автор фото: Михаил Тихонов
Автор фото: Михаил Тихонов

Мегаполис большой (хотя принято считать, что маленький), и живут в нем разные люди. "ДП" собрал немного статистики и главные ощущения прошедших 12 месяцев.

Лето характеризовалось двумя словами — "мундиаль" и "жара". Первый на время превратил город в интернациональную тусовку, наполненную футболом, иностранцами и праздником. Вторая добавила нюансов.

Необычный год

По данным Единого центра водного туризма, количество пассажиров на экскурсиях по рекам и каналам Санкт–Петербурга в сезоне 2018 года увеличилось на 9% по сравнению с прошлым годом, количество иностранных туристов на реках и каналах выросло еще больше — на 15%. В основном это гости из Бразилии, Германии, Дании, Аргентины и Мексики — комитет по туризму надеется на отложенный спрос и ждет в 2019–м притока туристов. На этом фоне, кстати, заметно сокращение потока желающих посетить Финляндию: за январь–октябрь 2018–го генконсульство Финляндии в Петербурге приняло около 460 тыс. визовых заявлений — на 7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (тогда фиксировался резкий рост).
Погода тоже повлияла на многое. Аномально хорошее лето и столь же непривычно теплая осень привели не только к множеству мемов и шуток про "желтый неопознанный предмет в небе", но и собственно к изменению стиля жизни. Петербуржцы много гуляли, летом покупали на 40% больше обычного мороженое и напитки — и на 45% больше климатической техники, особенно напольных вентиляторов. Зато осенью — на 20% меньше противопростудных препаратов. Больше, чем в 2017–м, прыгали в воду с Яхтенного моста — доходило до очередей. Некоторые погибли.

Вкусно есть

Люди всегда хотят жить удобнее — в 2018–м в Петербурге стало проще заказывать еду на дом, как готовую, так и пока еще нет. Популярны наборы для ужинов, фруктовые коробки, обеды и собственно продукты. Крупные сети открыли онлайн–магазины и организовали доставку — теперь можно не ездить в "Метро", "Ленту", "Карусель", Prisma, Spar, "Азбуку вкуса" и т. д. — все приедет само.
Немного скорректировался и рынок готовой еды. Как рассказывает Сергей Разумов, руководитель департамента маркетинга компании "Dostaевский", в общем составе заказов доля пиццы сократилась до 27%, зато существенно растут горячие блюда — супы, воки, бургеры и шавермы. Бургеры лидируют — спрос на них вырос на 76%. В компании это объясняют двумя причинами: усталостью от пиццы как старейшего продукта на рынке доставки, а также тем, что теперь ею пользуются не только ситуативно (для корпоратива или семейного праздника), а все больше для ежедневной будничной экономии времени на покупке продуктов и приготовлении из них пищи. Именно поэтому все больше спрос на блюда, рассчитанные на одну персону. Также эксперты отмечают, что люди заказывают доставку еды, чтобы в основном побаловать себя, и делают это все чаще.
По данным Петростата, петербуржцы стали регулярнее есть вне дома. Оборот общественного питания по итогам 10 месяцев вырос на 6,3%, до 64,6 млрд рублей.
Довольно активно провели год рестораторы. Десятками закрывались и открывались новые заведения. Из любопытного — на привычных серых красках города и петербургском сплине сыграли основатели баров "Угрюмочная", где депрессивная атмосфера поддерживается и в обстановке, и в меню. При этом все чаще приходится слышать, что главная тусовочная зона имеет шансы плавно переместиться с улицы Рубинштейна, жители которой недовольны постоянным праздником под окнами, на другие улицы — в частности, Некрасова и Белинского, хотя здесь больше баров, чем ресторанов. Растет интерес к раменным — за год их открылось с десяток, а некоторые даже и закрылись, а также к противоречащим друг другу моноформатным кафе (например, таким как открытый Сергеем Гутцайтом в Пушкине "Борщ") и различным фуд–тракам и фуд–кортам, блещущим разнообразием. По версии аналитиков, растет интерес потребителей к более бюджетному сегменту, а дорогие рестораны теряют клиентов.
По оценке экспертов, осенью в Северной столице насчитывалось как минимум 4 тыс. кофеен, при этом все время открываются новые. Акцент делается на фишках: в Coffeers — съедобная посуда, в Sokolov — портреты на стаканчиках, в Stories — картинки на молочной пенке. По данным исследовательского агентства MAGRAM Market Research, 61% петербуржцев периодически покупают кофе с собой по дороге на работу или учебу (на 4% больше, чем в целом по стране), причем 26% — ежедневно, а треть (33%) — пару раз в неделю. При этом расширяется спектр возможностей сберечь природу и пить кофе (и все прочее) в своей многоразовой кружке.

Живущие в сети

Средний чек горожан за покупки в интернете за год увеличился почти вдвое, до 2420 рублей, а средний онлайн–платеж по кредитам вырос в 1,8 раза, до 7290 рублей, по данным системы "Яндекс.Деньги". В целом петербуржцы в тренде: россияне отказываются от наличных в пользу банковских сервисов и электронных кошельков. К этому подталкивают и сами сервисы: стало больше мест, где можно платить картой, включая даже метро, а сотовые операторы изменили тарифы и делают акцент на цифровизации и отказе от sms в пользу приложений.
В топ–10 продуктов и услуг, которые чаще всего оплачивали в сети в Петербурге: онлайн–игры, ЖКУ, покупки в интернет–магазинах, сотовая связь, интернет и телевидение, билеты в кино, театры, музеи и на концерты, госуслуги, штрафы ГИБДД, билеты на поезда и самолеты и кредиты. При этом, по данным Петростата, в октябре потребительские расходы горожан впервые за 20 месяцев упали — хотя и всего на 0,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение в основном произошло из–за экономии на продуктах. На еду петербуржцы потратили в октябре на 4,5% меньше, чем год назад, а на непродовольственные товары — больше на 2,3%. В онлайн ушли и жалобщики. В 2018–м было модно пытаться решать свои проблемы в Facebook. Некачественно оказывающие услуги почтовые службы, сервисы такси, жилищно–коммунальная сфера, сотовые операторы — частые герои гневных постов в соцсетях. Любопытно, что в ряде случаев smm–специалисты компаний приходят решать вопросы вполне официально, иногда — просто молча исправляют ситуацию, но зачастую игнорируют пользователей.

Образ жизни

Доля читающих горожан в Петербурге составляет 73%, по оценке Российского книжного союза. Город также лидирует по количеству библиотек и стал "единственным в стране, где число книжных магазинов не сокращается, а увеличивается". В России за последние 5 лет количество читающих выросло на 20% и достигло показателя 65% от общего числа жителей страны. Жители города стали активнее — они чаще принимают участие в разных волонтерских проектах. Начиная с чемпионата мира, когда город внезапно стал наводнен милой молодежью, говорящей на иностранных языках и консультирующей, как пройти и куда податься, и продолжая разными ежегодными и новыми проектами. Например, на двух за год акциях "Эспресс–помощь", когда горожане пьют свой обычный кофе в пользу общественной организации "Ночлежка", в мае и ноябре собрали более 930 тыс. рублей.
Петербуржцы все чаще сдают старую одежду в благотворительные магазины, разделяют мусор — и вывозят его на точки сбора сами или с помощью нового экотакси, читают и слушают лекции об осознанной жизни. В городе начал работу проект "Благотворительная больница", оказывающий бесплатную медпомощь людям, не имеющим к ней доступа, — буквально на улицах и в приютах для бездомных.
И важное — с осени в городе снова появилось поле для общественной дискуссии. Основной повод для нее — долгожданная отставка Георгия Полтавченко с поста губернатора. Жизнь сразу закипела. В преддверии выборов 2019–го у разных общественных групп — законодателей, интеллигенции, бизнеса — появилось окно возможностей для попытки донести до Смольного свои настроения, мысли и даже надежды. Ветер перемен, кажется, пришел в Петербург.
Вера Хейфец, редактор