Неожидаемый результат. Чемпионат мира принес прибыль и стал праздником

Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС

15 июня Петербург принял первый для себя матч Чемпионата мира по футболу. Сборная Ирана на Крестовском острове обыграла Марокко со счетом 1:0. С первым свистком судьи городской бизнес начал подсчитывать барыши от Мундиаля.

Россия принимала Чемпионат мира по футболу в первый раз в истории — как своей, так и СССР. За подготовкой затаив дыхание следил весь город — успеют ли достроить многострадальный стадион "Санкт–Петербург" к предваряющему Мундиаль Кубку конфедераций.
Одно из главных спортивных событий планеты, естественно, ждали фанаты футбола, а вот остальные горожане, скорее, просто мечтали его пережить. Вероятные пробки, перекрытые магистрали и толпы людей на улицах пугали многих.

Процент ВВП

Однако на поверку оказалось, что спорт принес в город настоящий праздник. Неожиданно проснувшиеся таланты российских футболистов заставили скептиков (сначала через силу) смотреть матчи, веселые аргентинцы, бразильцы и египтяне смогли растормошить хмурых петербуржцев, а городской бизнес потирал руки, подсчитывая свой растущий доход. Всего в городе прошли семь матчей Мундиаля.
Чемпионат мира не только стал испытанием инфраструктуры города, но и обернулся долгожданным притоком гостей. В целом туристы, приезжавшие в Россию на матчи Чемпионата мира по футболу, потратили около 100 млрд рублей, привел данные председатель оргкомитета "Россия–2018" Алексей Сорокин. Суммарный эффект Чемпионата мира по футболу для российского ВВП — с 2013 по 2018 год — составил 952 млрд рублей (это около 1% от годового валового продукта), говорится в финальном отчете оргкомитета "Россия–2018".
В Россию приехали довольно платежеспособные фанаты. Проанализировав расходы иностранных болельщиков в 11 городах РФ в первые дни Чемпионата мира, компания Visa выяснила, что больше всего потратили болельщики из США. На втором месте — туристы из Китая, а на третьем — из Мексики.
При сравнении затрат потребителей в Петербурге за 4 недели, с 11 июня по 8 июля, с аналогичным периодом с 7 мая по 3 июня в секторе "подарки и сувениры" видим, что выручка увеличилась на 22%, в секторе "гостиницы и отели" — на 8%, в секторе "бары, рестораны" — на 3%, подсчитали специалисты "Платформы ОФД". Выручка участников петербургского рынка такси в период Мундиаля увеличилась от 2 до 4 раз.
Для отельеров Чемпионат мира принес неоднозначные результаты. Если в июне–июле город принимал спортсменов и болельщиков, то обычным туристам пришлось сдвинуть свою поездку на более поздний срок. Даты проведения матчей пользовались особым спросом, который разгонял цены. Но в промежутках между матчами, когда болельщики уезжали, заполнить гостиницы было сложно.
Рынок отелей разделился на два лагеря: один не подписал договор с Match Accommodation (официальный партнер FIFA по размещению участников ЧМ), а второй подписал и потерял после отмены бронирований четыре из пяти заказов в разгар сезона. Перепродать эти номера гостиницы так и не смогли.
Больше всего болельщиков интересовали отели категории три звезды: на них приходилось 57,2% всех зарезервированных номеров, с большим отрывом шли четырехзвездочные (18%), двухзвездочные (13,3%) и пятизвездочные (10%).

Мало пива

Гостиницам поспешили составить конкуренцию владельцы квартир, которые были готовы сдать фанатам свое жилье в аренду. Так, аналитики сети "220 Вольт" опросив покупателей, выяснили, что каждый восьмой приобретал товары для ремонта своей недвижимости в надежде сдать ее в аренду на время проведения Чемпионата мира. Взлетели и цены на суточную аренду. По данным Avito, стоимость аренды жилья в Петербурге в преддверии Чемпионата повысилась в 3,5 раза.
Рестораторы тоже остались довольны, ведь они смогли заполучить в свои заведения толпы голодных фанатов. Подготовились они заранее — в Петербурге в преддверии ЧМ–2018 открылось 46 новых ресторанов.
По итогам 4 недель городской общепит зафиксировал рекордный прирост потока в центральных ресторанах. Часть заведений пускали гостей даже постоять, чтобы посмотреть матч на экране. Рестораны, расположенные в центре, демонстрировали пиковые результаты за счет туристов, а в спальных районах, наоборот, собирались горожане. Выручка, по словам городских рестораторов, в период Мундиаля росла на 50–200%. Спрос вырос настолько, что фанатам не хватало завезенного импортного пива.
Но стоит признать, что взрывного роста повсеместно не произошло. Во–первых, туристы и болельщики посещали в основном заведения в центре города, а во–вторых, приток туристов произошел одновременно с отъездом петербуржцев на дачи.
Самый большой ажиотаж, естественно, был в заведениях, которые позиционировали себя как спортбары. Аналитики "2ГИС" выяснили, что в целом в Петербурге 44% заведений общественного питания показывали трансляции ЧМ–2018, это 1768 объектов.
Средний чек в заведениях вырос, по данным компании "Первый ОФД", на 34% в небольших кафе и столовых и на 13% — в ресторанах и барах.

В стороне от бума

Оборот доставок за тот же период вырос на 40%. Наибольшим спросом и у горожан, и у гостей Петербурга пользовались пиво, закуски к нему, наборы для больших компаний и, конечно, специальное футбольное меню. В рознице охотно покупали российское пиво.
Продавцы бытовой техники и электроники тоже не остались в стороне от всеобщего фанатского бума. Спрос на телевизоры в Петербурге накануне Чемпионата мира по футболу вырос на 20%.
Но были и недовольные предприниматели. Например, организаторы фестивалей. Дело в том, что многие крупные события были перенесены на конец июля и август в связи с Чемпионатом мира по футболу, из–за чего борьба за посетителей усилилась еще больше.
В итоге в каждый уик–энд после ЧМ проходили по четыре–шесть фестивалей одновременно, что негативно сказывалось на их выручке.