Небоскреб стучится в окна. Что строили в 2018 году

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Говорят, дьявол в деталях. В 1990–х — начале 2000–х старинные деревянные двери парадных в центре Петербурга меняли на дешевые металлические. Двери эти ознаменовали общий упадок.

В 2018 году наконец–то начался обратный процесс. На Лиговском и Суворовском проспектах на смену этим кускам металла массово устанавливают двери под старину. Может, это тоже что–то ознаменует?
Двери устанавливают по программе благоустройства городских улиц, которую город реализует совместно с газовым монополистом. Интерес холдинга к этой программе, как можно догадываться, связан и с тем, что он переводит на невские берега часть сотрудников. Многим уже готовят кабинеты в Лахте.

Остекленелый вид Эрмитажа

Штрих для истории города: в 2018 году закончилось строительство "Лахта центра". Самый высокий небоскреб Европы осенью официально разрешили ввести в эксплуатацию (правда, пока не открыли). Стеклянный шпиль изменил городские виды: лицезреть новое здание можно из окон Зимнего дворца или с Троицкого моста. Глядя на лихо закрученную стеклянную пику, консерваторы вздыхают: слава богу, что высотку хотя бы убрали с Охты, а то родной город было бы и не узнать.
Зато ликуют любители урбанистики: Петербург будто бы превращается таким образом в современный мегаполис. Хотя кто, собственно, сказал, что современная архитектура непременно должна быть высокой и стеклянной?
Под занавес строительства "газоскреба" грянул архитектурный скандал. Автор первоначальной задумки здания Тони Кеттл и его российский коллега Филипп Никандров, который адаптировал и дорабатывал проект, не смогли поделить авторство. "Газпром", очевидно, поддержал британца, ведь именно его имя мелькает в материалах компании. Как предполагают, потому что иностранного зодчего указывать престижнее…

Бетанкур на футболе

В 2018 году в обиход даже далеких от футбола петербуржцев вошло зарубежное слово "мундиаль". Главный объект турнира — стадион на Крестовском острове — уже был открыт годом ранее, к Кубку конфедераций. Но недоставало обещанной FIFA транспортной инфраструктуры: станций метро "Новокрестовская" и "Беговая" и нового моста через остров Серный, по которому удобно выруливать с Петроградской стороны на ЗСД (по новому участку набережной Макарова, который также сдали к чемпионату).
Во время мундиаля по мосту ходили шаттлы для болельщиков, после же запускать по нему движение общественного транспорта не стали. Как объяснили корреспонденту "ДП" чиновники профильного комитета, это признали нецелесообразным, поскольку вокруг мало кто живет. Переправа осталась автомобильной и велосипедной. Целая эпопея вышла с ее названием. Для моста топонимическая комиссия уже одобрила имя Серный, но по настоятельным просьбам руководства Университета путей сообщения переправу назвали мостом Бетанкура — в честь знаменитого некогда инженера.
Что же до станций, то они были введены с многочисленными недоделками. Это стало одним из аргументов города в попытках разрушить монополию "Метростроя" или хотя бы усилить над ним контроль. К такой идее Смольный пришел после того, как под конец года не удалось выполнить обещание и ввести "сразу пять станций метро" (ввод "Проспекта Славы", "Дунайской" и "Шушар" отложен на 2019–й то ли из–за проблем с финансированием, то ли из–за бюрократических проволочек).

Музеи в зелени

После того как международный футбол в Петербурге закончился, самыми резонансными стали культурные проекты: музей блокады и обороны Ленинграда (который хотят построить на месте зеленой зоны возле Главной водопроводной станции) и новое здание возле музея Достоевского (который, по совпадению, тоже хотят возвести в сквере — в Кузнечном переулке).
По первому общественники ожидали, что со сменой городской власти проект будет приостановлен (есть заметные инициативные группы граждан, которые добиваются выбора для этого музея более подходящего участка). Тем не менее недавно контролируемый Смольным Центр выставочных и музейных проектов объявил конкурс на проектирование стоимостью примерно 345 млн рублей.
Новостройку возле музея Достоевского хочет возвести частный фонд, в число учредителей которого входит бизнесмен Андрей Якунин. Еще одним учредителем этого фонда является директор музея Наталья Ашимбаева. Недавно вице–губернатор Петербурга Владимир Кириллов в ответе на запрос депутатов сообщил, что видит в этом конфликт интересов. Ашимбаевой предложили "устранить причины" этого конфликта.
По словам Кириллова, город обратился также к инвестору с предложением передать новостройку в собственность после завершения ее строительства, но предложение это "было воспринято фондом критично". Фонд пытается провести проект через совет по культурному наследию, однако на фоне протестов жителей рассмотрение раз от раза откладывается.

Ломоносовская обитель

На этом фоне набирало обороты строительство храмов. В сквере на Песках начали наконец расти стены Рождественской церкви, о необходимости воссоздания которой так долго говорили верующие.
А в районе бывшего Фарфоровского кладбища неподалеку друг от друга вскоре, возможно, будут стоять сразу три церкви. Одна, возле станции метро "Ломоносовская" (в одноименном саду), уже есть: она строилась как временная. Сейчас возле нее под видом воссоздания прежде стоявшего (но в увеличенном варианте, что, как уверяют, связано с ростом числа прихожан) возводят новый Святодуховский храм.
Недавно же примерно в 500 м, между берегом Невы и проспектом Обуховской Обороны, задумали воссоздавать Преображенскую церковь при фарфоровом заводе. Она, кстати, может помешать пробивке Обуховской набережной, предусмотренной в Генплане как дублер одноименного проспекта.
Местным жителям остается только разводить руками: они были отвлечены борьбой со строительством по соседству торгового центра группы "Конрад", тоже не совсем успешной — комплекс строится, хоть его участок и был уменьшен.