Чемпионы по плаванию в серной кислоте. Чего боятся бизнесмены в 2019 году

«Черных лебедей» под Новый год считают: опрос «ДП»

Почему наши предприниматели — и не только — легче верят в плохие прогнозы, чем в хорошие? Боятся разочароваться? Имеют тяжелый жизненный опыт? Но ведь фантастические «пугалки» Saxobank с чувством смешанного упоения и ужаса читают во всем мире. История страхов характерна для бизнеса. В своем опросе «ДП» попросил бизнесменов Петербурга поделиться самыми стрессовыми воспоминаниями уходящего года и прогнозами на 2019–й. Судя по их эмоциональным откликам, ключевым страхом в уходящем году был даже не кризис и не падение продаж. Большинство экспертов и предпринимателей указали в качестве риска государственную активность. На 2019 год страхи те же — бизнесу сложно себе представить что–то ужаснее, чем новые законодательные инициативы.

Георгий Семененко, генеральный директор Кировского завода:

— 2018 год — это год передышки перед неизвестным. С одной стороны, страна более–менее отошла от шока 2014 года, инфляция, ключевая ставка на самом низком уровне за всю историю России. Цена на нефть хорошая, государство пухнет от денег. Но при этом что нас ждет завтра — скрыто под мраком непредсказуемости. Мир стал абсолютно нелогичным. Все смешалось, появляются новые причинно–следственные связи. Непонятно, что больше повлияет на твой бизнес в России: действия твоих конкурентов или действия украинских моряков в Керченском проливе. Главное бизнес–событие этого года — это, пожалуй, глобальный отказ от приличий в экономике. Если сильной стране что–то хочется, то она не особо себя утруждает в придумывании какой–никакой легенды. Как, например, торговая война между США и Китаем или ситуация с «Северным потоком — 2». Может показаться, что это где–то далеко и не про нас, но проблема в том, что когда исчезают правила, то завтра может случиться все что угодно. Вообще все.
— Больше всего предприниматели опасаются неожиданных изменений в законодательстве. Самый яркий пример — в 2018 году в один момент комитет по благоустройству начал трактовать закон таким образом, что оказалось запрещено размещение нестационарных торговых объектов на тротуарах. Это больше 5 тыс. объектов, больше 50 тыс. рабочих мест, больше половины рынка. К счастью, никаких действий по демонтажу и ликвидации не было, но на текущий момент эта угроза еще висит. Еще раньше была история с запретом любой торговли в 100 м от станций метрополитена, а в прошлом году — с запретом на продажу алкоголя в жилых домах. Могу сказать, что порой такие инициативы опаснее любого кризиса. Потому что кризис можно пережить, трансформировать бизнес, сократить издержки, а если с теми же тротуарами решат, что нет, работать нельзя, — нужно просто уничтожать бизнес и открывать его с нуля в другом месте.

Максим Соболев, руководитель индустриального парка Greenstate:

— Усиление санкционного давления, рост фискальной нагрузки — указанные факторы, конечно, вряд ли кого–то лишили сна, но тем не менее попортили кровь бизнесу. Основным риск–фактором в 2019 году будет макроэкономическая конъюнктура. Снижение цен на нефть, девальвация рубля, рост ключевой ставки, рост инфляции, введение новых санкций — все это приведет к снижению потребительского и инвестиционного спроса, замедлению роста ВВП.

Дмитрий Синочкин, шеф–редактор издания «Недвижимость и строительство Петербурга»:

— Судорожное регулирование — главный страх застройщика, и он в полной мере реализовался. У нас в ноябре прошлого года национальный лидер заявил, что долевое строительство надо отменять и все передавать банкам. В режиме резких телодвижений. Теперь девелоперам объявили, что уже с июля 2019 года, когда бы ты ни начинал проект, уже переходишь на эскроу–счета. А также объявили, что недействительны договоры страхования СК «Респект», которая единственная страховала рынок. Как из этого выкручиваться, никого не волнует. Ждать какого–то особого события не нужно. Нет никакого специального «черного лебедя», есть один огромный серый лебедище. Единственное, что спасает, — наш бизнес и те предприниматели, которые дожили до сегодняшнего дня, у них уже очень высокая адаптивность. Они чемпионы мира по плаванию в серной кислоте.

Игорь Рождественский, генеральный директор консалтинговой компании Martal SPb:

— В технологическом секторе однозначно все боятся государства. И это происходит не только в России. Я сейчас смотрю на американскую риторику — она уже один в один повторяет риторику советского государства в отношении таких радиостанций, как «Голос Америки», «Радио «Свобода». Возможно, это будет ключевое противостояние на следующие годы: государства начинают осознавать, что технологии могут привести к их отмиранию, и пытаются этому процессу противодействовать. На городском уровне ключевая неопределенность — новый губернатор. Это важно даже для айтишников. Пока те шаги, которые предпринимает Александр Беглов, говорят о том, что он гаечки решил отпустить: расширил количество гайд–парков, например. Это, казалось бы, несвязанные вещи, но для технологических компаний это важный индикатор. Кроме того, радует, что в город возвращается Евгений Елин, это человек понимающий, он запустил в свое время технопарк «Ингрия» — это был большой успех.

Александр Мышинский, генеральный директор ГК «Реал»:

— Основное, чего боялись в уходящем году ретейлеры, — даже не какой–то конкуренции, она всегда есть. Основной страх — ужесточение госрегулирования. В принципе чего боялись, то и получили. Новые правила по ЕГАИС, новые акцизные марки — соответственно, все пришлось обновлять. Новые кассы — новая форма передачи данных. Ввели систему ветеринарии «Меркурий». Плюс изменения в закон о торговле по возврату непроданного товара, плюс НДС. А на 2019 год — все то же самое пока. Маркировка сигарет, маркировка молочной продукции. Боимся, что в принципе не дадут нормально работать.

Владимир Матягин, президент ассоциации «Грузавтотранс»:

— Проблема, которая в этом году неожиданно ударила по рынку грузоперевозок, — повышение цен на топливо. Предприниматели потеряли возможность даже при оптовых закупках топлива получать скидку, им, наоборот, добавили плату за обслуживание, что отразилось на планах по обновлению парка транспортных средств. По «Платону» мы определенные вещи смогли отстоять, но есть другое опасение. До января 2019 года действует постановление о вычете транспортного налога за счет выплат по системе «Платон». Пока нам никто не подтвердил, что его продлят. Плюс аттестация рабочих мест сотрудников — всем компаниям придется проводить эту процедуру, она стоит по 10 тыс. рублей. Опять же, повышение НДС — это дополнительные траты. Но больше всего волнует отсутствие системы контроля за соблюдением законодательства, притом что законы выпускаются пачками. Когда я, как перевозчик, буду понимать, что ни я, ни мой коллега не сможет закон нарушить, вот тогда у нас все будет работать.

Александр Разуваев, директор аналитического департамента «Альпари»:

— Мне кажется, что не только макроэкономисты, но вообще все в апреле 2018 года боялись ядерной войны, которая могла начаться из–за Сирии. Правда, потом Владимир Путин всех успокоил, рай однозначно наш. Но если серьезно, то политика, к сожалению, убивает экономический здравый смысл. И это не только санкционная история России, но и торговые войны президента США Дональда Трампа. Конфликт США и Китая будет только нарастать. А торговые войны фактически уничтожают глобальный рынок, построенный на принципах свободной конкуренции. 2019 год будет очень трудным. Просто катастрофичным. Мир ждет кризис, сопоставимый с тем, что был вызван крахом Lehman Brothers в 2008 году. На американском рынке акций — «пузырь», в 2020 году мир с высокой вероятностью ждет рецессия. А перед ней почти всегда следует падение котировок акций. Мы видим 1800–2000 пунктов по S&P. Нефть марки Brent может легко улететь на $30–35 за баррель. Если Банк России не будет вмешиваться в торги на фоне опять подешевевшей нефти, то котировки доллара достигнут минимум 80 рублей, а евро с легкостью пробьет уровень 90 рублей.

Данил Яковлев, менеджер по развитию торговой инфраструктуры Zichain:

— Криптовалютный рынок в 2018 году — это американская горка, которая на полной скорости пронесла нас вниз через комнату страха. Значительной части активных сторонников криптовалют посчастливилось вложить свои средства в многообещающие ICO–проекты, которые в среднем принесли «доходность» от –90 до –95%. Впрочем, виноваты не только ICO — общая капитализация криптовалютного рынка упала на 88%. Это вполне закономерный исход событий для рынка, большая часть пользователей которого целый год провели в основном за торговлей на криптовалютных биржах, не заметив преимуществ реального применения блокчейн–технологий. Трудно представить, какое событие изменит статус–кво, поэтому одним из «черных лебедей» 2019 года может оказаться история, связанная со стейблкоином Tether. Если внезапно окажется, что около половины объемов торгов криптовалютой обеспечивает ровно ноль настоящих долларов, то даже самые отдаленные от трейдинга надежды на светлое будущее блокчейна и цифровых активов будут разрушены.

Владимир Ульянов, руководитель аналитического центра Zecurion:

— Общая тенденция в области технологий, которая будет актуальна в ближайшие пару лет, — это проблема утечек информации. Посмотрите на крупнейший случай, когда из Facebook утекла база пользователей, — насколько упала капитализация? Чуть ли не свыше $100 млрд на протяжении нескольких месяцев. А есть ведь целый ряд других последствий: это и штрафы, и отзывы лицензий, и отток клиентов вследствие потери лояльности. У всех на устах еще хакеры, и эти угрозы, конечно, существуют, но если сравнивать, то внутренние угрозы гораздо опаснее внешних. Люди приходят на работу, они сразу имеют доступ ко всем электронным данным, тогда как хакерам нужно пройти все сложные системы защиты, и, даже если они взломали сервер, они не поймут, как использовать информацию. Тогда как инсайдеры, которые воруют данные внутри, — они уже четко представляют, какие файлы ценны, кому их можно передать и как монетизировать.

Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg:

— На рынке офисной недвижимости высокого класса «черный лебедь» имеет высоту 462 м и локализован в Лахте — многие участники с опасением ждут изменений, которые могут произойти на рынке после переезда «Газпрома» и его структур в новую штаб–квартиру. Консультанты, которые, прежде чем строить прогнозы, смотрят на реальные цифры, время от времени измеряли влияние этого события на рынок и обычно приходили к выводу, что существенного потрясения не случится. Особенно с учетом пассивности девелопмента на офисном рынке. На рынке торговой недвижимости традиционных форматов в течение последних лет всех волнует E–commerce, но это его внедрение происходит постепенно и потому не так заметно. Смена губернатора могла бы быть «черным лебедем», но это событие в деловых кругах прогнозировали и ожидали с завидной регулярностью последние несколько лет. Сюрпризом оказался лишь момент события и сам новый врио.

Дмитрий Ялов, заместитель председателя правительства Ленинградской области:

— В 2018 году наши опасения и риски не реализовались. Экономика региона демонстрирует устойчивый рост. ВРП по итогам года превысит 1 трлн рублей, объем инвестиций — 390 млрд рублей. На 2019 год мы опасаемся снижения потребительского спроса, что может ударить по отраслям, которые традиционно на него ориентированы, и отразиться на поступлениях налога на прибыль. Второе — цена на нефть, налоговый маневр в нефтяной отрасли и договоренности по ценам на нефтепродукты. Тут влияние разнонаправленное. Сдерживание цен на нефтепродукты влияет на переработчиков, а рост — на всю остальную экономику. А целесообразность сдерживания зависит от мировых цен на нефть.