Вам щелбан. ФРС США подняла базовую ставку, "щелкнув по носу" президента Трампа

Автор фото: ТАСС

Он резко критиковал этот план.

Как и ожидало большинство аналитиков, 19 декабря комитет по открытым рынкам Федеральной резервной системы США (FOMC) в четвертый раз за год повысил ставку по федеральным фондам на 25 базисных пунктов, до целевого диапазона 2,25–2,5% годовых. Решение FOMC, как и сопровождавшие его комментарии, совпало с прогнозами участников финансового рынка.

Недостаточная мягкость

Тон заявления ФРС, опубликованного вместе с решением по ставке, немного смягчился. Фраза "дальнейшее постепенное повышение ставки" дополнена словом "некоторое". Появилась в заявлении и новая формулировка о том, что комитет "продолжит следить за глобальными экономическими и финансовыми изменениями, а также оценивать их влияние на перспективы экономики".
Прогнозы членов ФРС по дальнейшей динамике ставки также стали более мягкими: они предполагают еще два повышения в 2019 году, по 0,25 процентного пункта каждое. В 2020 году планируется только одно повышение ставки. Прежде эти прогнозы предполагали три повышения в следующем году. ФРС теперь прогнозирует, что к концу 2019 года ставка по федеральным фондам составит 2,4% (прогноз не изменился), а к концу 2019 года повысится до 2,9% годовых с 2,4% в 2018–м (сентябрьский прогноз — 3,1%). Среднюю оценку долгосрочного нейтрального значения ставки, которое как не ограничивает, так и не стимулирует экономическую активность, члены ФРС снизили с 3 до 2,8% годовых. Такие изменения связаны с ухудшением перспектив американской экономики. Прогноз членов ФРС по росту ВВП США на 2018 год понижен до 3% по сравнению с 3,1%, ожидавшимися в сентябре. На 2019 год прогноз по ВВП понижен с 2,5 до 2,3%. Прогноз по инфляции на текущий год также понижен по сравнению с сентябрьской оценкой — с 2,1 до 1,9% на 2018 год и с 2 до 1,9% на 2019 год.
Глава Федеральной резервной системы Джером Пауэлл на пресс–конференции объяснил некоторое смягчение риторики ФРС ужесточением финансовых условий и замедлением мирового экономического роста. Однако многие участники рынков ждали гораздо более радикального изменения прогнозов повышения ставки, до одного или даже до нуля повышений в 2019 году. В результате их разочарования американские фондовые индексы упали в среду на 1,49–2,17%. На следующее утро распродажи продолжились на рынках Азии и Европы, а фьючерс на индекс Standard&Poor's 500 снизился до уровня 2476,25 пункта — самого низкого с сентября 2017 года. Падение фьючерса с начала декабря составило почти 300 пунктов — самую большую величину за последние несколько лет. Падали и цены сырьевых активов. Цена нефти сорта Brent опустилась в первой половине дня в четверг ниже $55 за баррель. Это произошло впервые с сентября 2017 года.

От критики до шантажа

В числе прочего Джером Пауэлл на пресс–конференции отметил, что политические соображения "не сыграли никакой роли" в решениях ФРС. "Ничто не помешает нам делать то, что мы считаем правильным", — сказал глава ФРС. Таким образом он фактически ответил на многочисленные нападки со стороны Дональда Трампа и снизил опасения участников рынка насчет потери независимости ФРС.
Президент США Дональд Трамп по мере приближения "дня Х" 19 декабря все чаще обрушивался с критикой на американский центробанк из–за намерения поднять ставку. Он называл ФРС "обезумевшей" и своей "главной угрозой", говорил, что Джером Пауэлл "действует слишком быстро", призывал его обратить внимание на то, что инфляция в США низкая, а в мире полно проблем.
Ряд экспертов, даже со скидкой на ковбойский стиль управления страной, свойственный Трампу, все же называли беспрецедентным такое давление на центробанк, априори считавшийся в США независимым от исполнительной власти. Трамп признавал, что "теоретически" центральный банк должен быть независим. Но продолжал посылать ФРС сигналы о том, как надо действовать. Прямо накануне объявления решения ФРС по ставке Трамп написал в Twitter, что считает "невообразимым" то, что ФРС вообще рассматривает возможность подъема ставки.
Впрочем, давление на ФРС накануне решения по ставке оказывали не только твиты Трампа, но и участники финансовых рынков. Они устроили распродажи активов на всех основных рынках, уповая на то, что американский регулятор одумается.
Американский индекс широкого рынка S&P500 обрушился до минимума более чем за год, до уровня 2532 пункта. В последний раз на этой отметке индекс цен 500 крупнейших американских компаний был 14 месяцев назад, в октябре 2017 года. Многие биржевые аналитики интерпретировали это как своеобразное давление спекулянтов на членов комитета по открытым рынкам. Ведь американский регулятор крайне редко повышает ставку во время обвала фондовых индексов. В последний раз такое было в 1994 году. Как выразился аналитик Saxo Bank накануне 19 декабря, "рынок просит пощады у ФРС".

В двух шагах от разворота

По словам Пауэлла, если бы ставки оставались низкими в течение более длительного времени, это можно было бы рассматривать как сигнал ожиданий замедления экономического роста, "но мы не знаем, произойдет ли это".
Замедление роста и даже рецессия, то есть спад ВВП, рано или поздно произойдет — таковы законы циклического развития экономики. И тогда американскому регулятору очень не помешает возможность снова стимулировать экономическую активность снижением ставок и выкупом активов себе на баланс.
Михаил Крылов, директор аналитического департамента "Golden Hills — КапиталЪ АМ", называет еще одну причину для увеличения ставок в США. "Однозначно за повышение ставок — необходимость покрывать дыры в пенсионных планах крупных американских автомобилестроителей, — рассуждает он. — Профсоюзы американского автопрома — в числе самых влиятельных в экономике США, поэтому пенсии все равно придется выплачивать. Но если ФРС не будет повышать ставку, то требуемая доходность активов для покрытия дефицитов бюджета пенсионных планов возрастет, это поставит вопрос о платежеспособности компаний. Мы ожидаем в следующем году пару повышений ставок в июне и декабре".
Как считает начальник аналитического отдела ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских, решение ФРС сохранить ставку на прежнем уровне могло бы стать для рынка сигналом признания тяжелейшего состояния и могло бы спровоцировать панику среди инвесторов. Поэтому рынок в качестве наиболее вероятного решения ФРС рассматривал вариант очередного подъема ставки с одновременным объявлением о завершении периода ее повышений. В крайнем случае — четких сигналов о том, что в следующем году будет лишь одно повышение ставки.
Пока из заявлений Федрезерва следует, что повышения будет два. Но не исключено, что ФРС поменяет свою риторику, если увидит угрозу рецессии. Может так случиться, что уже в 2020 году американский регулятор под давлением обстоятельств начнет цикл снижения ставок.