Инструментальный театр. Топ концертов предстоящей недели по версии обозревателя "ДП"

На неделе ожидаются музыкальные провокации.

Не все концерты требуют внимания рецензентов. Московскому свеженькому дуэту Ic3peak хватает внимания полиции с чиновниками. Благодаря всероссийскому скандалу вокруг отмены их петербургского выступления в КПД, запланированного на 15 декабря, буквально миллионы ждут его с трепетом. Впрочем, наши ушки на макушке едва ли только ради ядовитых, в меру симпатичных песенок Ic3peak, новостной повод (если все–таки оно случится) куда волнительней.
Не то с другими столь же провокационными — но исключительно в музыкальном смысле — концертами недели. Вот о них и замолвим словечко в нашем принципиально необъективном обзоре.

Концертный зал "Мариинский": Жоэль Леанр, Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский

Автор: mariinsky.ru
Это просто черт знает что, а не мариинский концерт. Три самых отвязных, бесстрашных и бескомпромиссных импровизатора в мире нового джаза и классики даже программы связной не предлагают — только буйство музыкальной плоти. Да еще состав: два контрабаса и труба.
Волкова и Гайворонского петербургской публике представлять не надо. А про француженку Жоэль Леандр скажем лишь, что она играла с Джоном Зорном, Уильямом Паркером и всеми–всеми звездами фри–джаза, для нее писали музыку Джон Кейдж и Джачинто Шелси, она выступает с ансамблями 2e2m и Ensemble Intercontemporain Пьера Булеза, с современным суперхореографом Жозефом Наджем, а еще в феминистических составах вроде European Women Improvising Group. И поет...
Когда: 17 декабря

Большой зал филармонии: ЗКР, дирижер — Николай Алексеев, солист — Маттиас Гёрне

Автор: Александр Преображенский
Не стремитесь на юбилейный гала в честь Юрия Темирканова так уж неистово: лучше послушать тамошних звезд по отдельности на персональных концертах фестиваля "Площадь искусств".
Самый, возможно, симпатичный из них — с участием известнейшего немецкого баритона Маттиаса Гёрне, который везет к нам свое the best — песни Шуберта в обработке для симфонического оркестра. Любитель Вагнера, Бартока, Берга и Шуберта исполняет их как современную оперную музыку. И умно, и ярко.
Когда: 18 декабря

Малый зал филармонии: "Немыслимые яства из меню Марка Пекарского"

Автор: muzkarta.info
Немыслимое название — не рекламный каприз организаторов фестиваля "Площадь искусств", а авторский концепт.
Легендарный перкуссионист, исполнитель едва ли не всего, что отечественные композиторы–концептуалисты написали для ударных инструментов за последние полвека, Марк Пекарский везет в Петербург уже обкатанную в Москве программу. В ней звучит пьеса английского композитора Джерарда Макберни (большого друга и проповедника русской музыки в Лондоне и Чикаго) What The Eye Sees, написанная 30 лет назад и посвященная Ансамблю ударных инструментов Марка Пекарского.
Звучит она в записи. Сам Пекарский будет (цитата) "как могу ее портить своей импровизацией. Уверен, что сумею выполнить это мое благородное намерение". О, мы тоже абсолютно уверены!
Когда: 19 декабря

Шереметевский дворец — Музей музыки: Myssil (Франция)

И еще один презанятнейший коллектив современной музыки выступает в тот же вечер (хоть разорвись надвое!). Французский дуэт Myssil — милейшее предприятие, в котором Ноэми Бутен (виолончель) и Сильвен Элари (флейта) смешивают современную композиторскую музыку, джазовую и свободную импровизацию, инструментальный театр, поэзию, и прочая, и прочая. И они много шутят, отчего на их концертах бывает весело даже детям (не самого крошечного возраста, впрочем).
В Шереметевском дворце дуэт отдаст дань музейной атмосфере — здесь прозвучат "нормальные" опусы Баха, Бриттена и Дебюсси. Но ожидать следует как раз всего, что между ними.
Когда: 19 декабря

Клуб "Космонавт": Shortparis

Автор: 16tons.ru
Петербургская (собранная выходцами из Новокузнецка) группа Shortparis, небезызвестная в берлинских клубах и словенских барах, превращает рок–концерты в провокационные театральные эскапады.
Солист с перверзивным вокалом и искусствоведческим образованием предпочитает называть себя режиссером, гитаристы способны перепиливать инструменты прямо на сцене или полчаса шипеть слово "страшно" на фоне видеоряда с глазами крупным планом.
Форматные песни, впрочем, тоже есть: резкая электроника, панковское молотилово, внезапные остановки ради проникновенных ариозо освежают и раздражают одновременно.
Многообещающе, одним словом, звучат.
Когда: 20 декабря