Перегрузка через силу. Конфликт "Силовых машин" с "КомГруз" обострил проблему доставки негабаритных грузов

Автор фото: Сергей Николаев

Конфликт "Силовых машин" с ООО "КомГруз" обозначил проблему доставки по стране негабаритных грузов: производители и перевозчики стараются переложить издержки друг на друга.

ПАО "Силовые машины" разбирается в суде с петербургским ООО "Коммерческий груз" ("КомГруз"), которое не смогло за 4,4 млн рублей доставить в Восточную Сибирь колесо силовой установки. Согласно договору, "КомГруз" должен был прошлой осенью доставить автотранспортом для Усть–Илимской ГЭС ПАО "Иркутскэнерго" рабочее колесо ротора весом 87,4 т и диаметром 6 м. Заказ не был исполнен: на 32–м км трассы "Кола" автопоезд из–за отсутствия разрешения на перевозку негабаритного груза остановили полицейские.
Заказ уже в апреле 2018 года исполнило ООО "Тис Групп" — за 37,5 млн рублей. Стоимость выросла почти на порядок, поскольку часть пути — из Уфы в Братск — оборудование преодолело воздушным путем, на "Ан–124".
В августе "Силмаш" предъявил претензию "КомГруз" на 33,2 млн. Перевозчик платить не согласился. Тогда в октябре "Силовые машины" подали иск о взыскании убытков в объеме договора (4,4 млн рублей).
"КомГруз" настаивает: в срыве доставки виноват "Силмаш" — он должен был проверить у перевозчика наличие разрешения на негабаритный груз и проставить его номер в накладных.
"Заключив договор, ООО "КомГруз" приняло на себя обязательство. Получать разрешение должен владелец транспорта, который осуществляет перевозку", — настаивают, в свою очередь, в "Силовых машинах".
Подобные конфликты возникают между грузоотправителями и транспортниками постоянно, говорят в "КомГруз".
Перевозчик, который вез под Иркутск по заказу "Силовых машин" предыдущее готовое колесо ротора (ООО "М–Групп"), получил за это 6,25 млн рублей. Как полагают в "КомГруз", "Силовые машины" были рады заключить более дешевый контракт с новым перевозчиком.
Петербургские энергомашиностроители стремятся минимизировать расходы на транспортировку. Ижорские заводы пользовались преимущественно железнодорожным транспортом, пока в 2010 году не открыли в Усть–Славянке собственный грузовой причал. АО "РЭП–Холдинг" обычно пользуется железными дорогами. Производитель подстанций ООО "Спецэнерго" весной доставляло по заказу АО "Дальэнергомост" на Чукотку мобильную подстанцию по морю, а затем по "зимнику".
"Чаще всего мы стараемся переложить расходы на заказчика, — рассказывает представитель одной из энергомашкомпаний, — так как заработать на доставке практически невозможно, а риски высокие".
Грузоотправитель всегда ищет как дешевле и готов закрывать глаза на отсутствие разрешений в пользу низкой стоимости доставки, говорят в Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта "Грузавтотранс".
Иначе говоря, выгоднее откупиться от контролеров на дороге, чем платить за разрешения. "За перегруз 60 т отправители платят столько же, сколько за работу без перегруза, — говорит президент ассоциации Владимир Матягин. — Пока Росдормониторинг и ГИБДД не начнут проверять перевозчиков на регулярной основе, подобные конфликты неизбежны".