Станкостроители бегут по замкнутому кругу

 

Постановление правительства №719 о порядке признания промышленной продукции российской является инструментом протекционистской политики государства в ряде импортозамещающих отечественных отраслей. Но, по сути, правильный подход не создал преференции для большей части станкопроизводителей. Завышенные требования и отсутствие конкретики в нормативно–правовых документах привели к тому, что российские промышленники по–прежнему конкурируют за собственный рынок с мощными мировыми производителями, имеющими более высокий класс технологий и производящими оборудование по более конкурентным ценам. В этих условиях развития отечественной индустрии не происходит, а неопределенность и сокращающийся объем потребления станочной продукции в стране снижают инвестиционную привлекательность отрасли.
Получение подтверждения российского производства — бег по замкнутому кругу. Три проверяющих органа — региональная ТПП, ТПП России, Минпромторг, и у каждого свои формальные и неформальные требования, дополнительные сроки проверок, которые к тому же никогда не исполняются. Слабая методическая база периодически приводит к бессрочному зависанию документов между проверяющими органами. Это при том, что и сами критерии оценки сформированы в отрыве от отраслевых особенностей. Например, под них не подвести производство уникального тяжелого станка. Не учтены отличия между станками с разным типом резки металла. Сбор, подготовка пакета документов (от 3 тыс. листов) занимают как минимум 5–6 месяцев, а подтверждение выдается сроком на год. И это — если выдается вовсе!
Впрочем, большая часть отечественных предприятий отказывается от получения документов еще на ранней стадии и отсекается от обещанного государством рынка ВПК и госкорпораций. Что, кстати, на руку тем, кто имеет административный ресурс, позволяющий получать документы в упрощенном режиме.
Очевидно, что постановление №719 требует существенных доработок. В первую очередь — это приведение требований в соответствие с текущим положением станкостроения, учет специфических особенностей производства. Во вторую — конкретизация и повышение ответственности регулятора процедур. В третью — оптимизация бюрократической цепочки согласований, упрощение подходов и повышение прозрачности.
Принципиальное требование постановления №719 — предоставление актов экспертиз российского производства на все покупные узлы станка. Таких актов экспертиз выдано единицы. Сейчас доля российских покупных комплектующих составляет около 20–30%, остальное производится на самом предприятии или закупается за рубежом. С 1 января 2020 года требования к уровню локализации повышаются до 70%. Станки должны быть оснащены документально подтвержденными отечественными высокотехнологичными комплектующими — точными подшипниками, приводами, электрошпинделями и т. д. Однако серийных производств сложных комплектующих в России нет, и вряд ли они появятся до 2020 года. Полагаю, преодоление очередной ступени локализации вновь поставит вопрос о существовании отечественного станкостроения.
Диана Каледина, собственник Балтийской промышленной компании