Экономный Дед Мороз. Ретейлеры ждут ажиотажа, а покупатели сокращают траты на подарки

Автор фото: Николаев Сергей
Ретейлеры по традиции рассчитывают на рекордный рост продаж в канун Нового года. Однако, согласно исследованию Deloitte "Новый год и Рождество — 2019", россияне сокращают праздничные траты по сравнению с прошлым годом. По данным экспертов, на празднование встречи 2019 года средний россиянин собирается потратить 16,9 тыс. рублей — против 17,6 тыс. годом ранее, говорится в исследовании. Аналитики отмечают, что на еду и напитки приходится большая часть новогоднего бюджета россиян — 47%, на подарки — 42%, на развлечения — 11%. Самые желанные подарки у россиян, по данным Deloitte, — деньги (62%), путешествия (39%), смартфоны (37%), ноутбуки (36%) и парфюмерия (33%).

Пошли на рекорд

Традиционно одним из самых популярных товаров является техника. Директор по управлению макрорегионами объединенной компании "Связной|Евросеть" Елена Искратова отмечает, что за первую неделю декабря 2018 года в Петербурге среди подарков по числу продаж относительно аналогичного периода 2017 года лидируют устройства для детей (+92%), умные часы и браслеты (+29%), игровые приставки (+20%).
По сравнению с последней неделей ноября текущего года в декабре максимально вырос спрос на умные часы и браслеты (+105%), товары для детей (+44%) и планшеты (+34%). Средняя цена увеличилась как относительно прошлого года, так и относительно ноября текущего и превысила 5 тыс. рублей, уточнили в компании.
"Мы полагаем, что прирост трафика и, соответственно, продаж электроники в конце 2018 года традиционно увеличится минимум в 1,5–2 раза", — добавила Елена Искратова.
Популярность книжных подарков ежегодно увеличивается на 5–7%, отмечают в пресс–службе объединенной розничной сети "Читай–город/Буквоед". Согласно исследованию, в Петербурге книга входит в десятку популярных подарков на Новый год. Петербуржцы предпочитают дарить книги по истории Петербурга, искусству, кулинарии и моде, также пользуются спросом подарочные сертификаты, уточняют в "Буквоеде".
Почти каждая вторая женщина в России (49%) хотела бы получить на Новый год косметику или парфюм, говорится в исследовании Deloitte. Производители и продавцы средств личной гигиены и косметики рассчитывают на стабильные продажи в петербургских магазинах по сравнению с прошлым годом.
"Средний чек в магазинах Петербурга в ноябре 2018 года по сравнению с ноябрем 2017–го увеличился на 1,2%. На сегодняшний день предпраздничные продажи еще не набрали полную силу. Даже наоборот, наблюдается некоторое затишье перед сезоном покупки подарков для родных и близких. Причем количество посетителей немного увеличилось по сравнению с прошлым годом, но на выручке это пока не отразилось", — пояснил генеральный директор сети "Лаш Раша" (Lush Russia) Дмитрий Азаров.

Покупки в ноябре

Рост покупательской активности традиционно начинается в конце ноября, достигая своего апогея 29–31 декабря.
"Уже с конца ноября мы видим рост покупательской активности в наших магазинах. А в самый канун праздников наблюдается настоящий ажиотаж. По предварительным прогнозам, ожидаемый рост продаж — 30%", — рассказали в "Буквоеде". В магазинах "М.видео" и "Эльдорадо" повышенная покупательская активность также начинается с конца ноября, а пик продаж и трафика на сайте приходится на последние 2 недели декабря, рассказали в пресс–службе компании.
"Мы уже видим значительный рост продаж в Петербурге и Ленинградской области. Наиболее популярными подарками являются наушники, носимые устройства, телевизоры и бытовая техника для дома", — уточнили в группе "М.видео–Эльдорадо". Генеральный директор ГК "Фотосклад" Алексей Банников соглашается, что петербуржцы активно начинают покупать подарки к новогодним праздникам с ноября.
"Очень многие рассчитывали на "черную пятницу", чтобы приобрести технику с большими скидками. Средний чек растет где–то за месяц до праздников и уменьшается непосредственно перед ними. То есть покупатели приобретают все нужное заранее, не откладывая ничего на последний момент. Стоит еще учесть специфику товаров: электроника и техника не будут в приоритете непосредственно перед Новым годом, но случаются исключения. Так, средний чек составляет примерно 9–12 тыс. рублей, и цифра постепенно падает, возвращаясь к былым показателям только после праздников", — рассказал Алексей Банников.
Рост среднего чека продолжится в течение декабря до Нового года, прогнозирует ретейлер OZON. "Средний чек в начале декабря составил 2732 рубля, показав небольшой рост (примерно на 2%) в сравнении с серединой ноября. В 2017 году в декабре он составил 2797 рублей", — добавили в OZON.

За продуктами

В продуктовых магазинах дела обстоят иначе: спрос начинает увеличиваться в последней декаде декабря. "Продукты, формирующие новогодний стол, из года в год демонстрируют рост спроса в предпраздничные дни. Это и фрукты, в том числе экзотические, и консервированные закуски, икра, красная рыба. Также увеличиваются продажи алкоголя, в этой категории в последние несколько лет хорошую динамику показывают российские вина", — рассказала представитель группы компаний "Дикси". В 2017 году в предпраздничную неделю средний чек в продуктовых магазинах "Дикси" увеличился на 10–15%, однако в этом году увеличения среднего чека пока не наблюдается, добавили в сети.
Петербуржцы начали готовиться к Новому году еще во время "черной пятницы" — во время акции в число популярных товаров вошли и новогодние украшения, и, например, куклы L. O. L. — бестселлер прошлогодних новогодних праздников (в прошлом году они оказались в дефиците во второй половине декабря, поэтому многие наверняка решили приобрести их заранее). Детские подарки остаются в лидерах продаж и в начале декабря. Даже в категории книг в этот период был заметен общий тренд к заблаговременной покупке детских подарков.
Мария Заикина
PR–директор OZON
Последние несколько лет продажи у продуктовых ретейлеров начинают расти за 3 дня до Нового года. В этом году кардинальных улучшений или ухудшений мы не ожидаем. В продуктовой рознице последние 3 года никакого всплеска продаж в декабре вообще нет. Как правило, идут плановые продажи с небольшим увеличением. Основной всплеск — более 30% — происходит в последние 3 дня декабря. В этом году покупательская активность начнется на день раньше, так как праздник выпал на выходные. При этом после Нового года — с 1 по 10 января — продажи в магазинах никакие. Если взять среднюю выручку за декабрь–январь, то она будет сопоставима с обычными месяцами.
Александр Мышинский
глава группы компаний "Реал"