Докажи, что ты свой. Постановление правительства №719 мешает росту и без того кризисного российского станкостроения

Автор фото: Александра Хлебникова
Сегодня одной из самых обсуждаемых тем в станкостроении остается постановление правительства № 719, принятое в 2015 году и после этого еще несколько раз редактированное. Его обсуждают на круглых столах отраслевых форумов, в Минпромторге и на неформальных встречах отечественных промышленников. По сути, документ определяет критерии присвоения продукции статуса отечественной, и в рамках этого постановления Минпромторг выносит заключение о подтверждении производства промышленной продукции, в частности станков, на территории России.
Получение заключения Минпромторга по постановлению №719 дает производителю конкурентные преимущества на российском рынке и фактически доступ к гособоронзаказу и закупкам госкомпаний, а именно на эти структуры приходится около 80% всего объема потребления станочного оборудования. Для отечественных станкостроителей в условиях высокой доли импорта (около 90%) доступ к этому сегменту рынка оказывается критически важным. Заключение Минпромторга является одним из обязательных условий участия в закупочных процедурах, а предприятия, не имеющие этого документа, отсекаются еще на стадии подачи заявки.

Переправили рынок

Для того чтобы получить акт экспертизы, станок должен сейчас состоять на 50% из российских комплектующих, а с 2020 года — уже на 70%. При этом с 1 февраля 2018 года вступили в силу поправки, согласно которым теперь и производителям комплектующих необходимо иметь заключение Минпромторга. Эта корректировка серьезно изменила правила игры в отрасли: выданные ранее станкостроителям акты экспертизы были отозваны, а получить новые стало почти невозможно. Производители комплектующих не заинтересованы в получении заключения, ведь станкостроитель все равно почти наверняка приобретет у них изделия.
В итоге поправка становится проблемой конечного изготовителя. "Вот мы не можем отлить базовые детали — у нас нет "литейки", мы эти работы заказываем другим предприятиям. Есть, например, в Новосибирске завод, который восстанавливает литейное производство, но и у них сейчас нет акта Минпромторга, так что их изделия не считаются отечественными", — рассказывает исполнительный директор петербургского ООО "Станкозавод ТБС" Наталья Бомблевич.
Один из ведущих игроков на рынке систем числового программного управления (ЧПУ) в России — петербургское ООО "Балт–Систем" — также не имеет подтверждения статуса отечественного производителя, при этом изделия этой компании стоят на большинстве российских станков.
"После 3 месяцев попытки получить акт экспертизы мы поняли, что не соответствуем прописанным в требованиях критериям. Мы должны использовать отечественную элементную базу, которой просто не существует! А даже если мы представим, что она существует, то стоить она будет в 10 раз дороже той, которую использует весь мир. И в итоге мы не сможем конкурировать с иностранцами, поставляя продукцию на экспорт", — рассказывает Андрей Костенко, заместитель директора ООО "Балт–Систем".

Годы работы

Участники отрасли также критикуют забюрократизированность процедуры получения заключения Минпромторга и срок его действия. Так, по данным Торгово–промышленной палаты (ТПП) Петербурга, процесс получения может растянуться до 9 месяцев.
"Производитель тратит в среднем 7 месяцев для того, чтобы собрать документы, подать их в местную ТПП, потом — в Минпромторг, а срок действия сертификата — всего–навсего год. А значит, у заводов должно быть отдельное подразделение, которое бы занималось только постоянной работой по получению сертификата", — рассуждает Наталья Бомблевич.
Тревогу участников отрасли разделяют и в ТПП Петербурга. Вице–президент палаты Елена Желтухина рассказала, что в текущем году городским промышленникам в рамках постановления №719 не выдан ни один акт экспертизы на продукцию станкостроения.

Закон для одного

В целом участники отрасли согласны с тем, что изначально идея постановления №719 позитивна и направлена на создание здорового протекционизма.
Однако цель не достигнута, и вот почему. Изготовители станков и комплектующих говорят о том, что документ создает условия для недобросовестной конкуренции и, по всей видимости, работает только в пользу одной–единственной структуры в отрасли. Это частная компания "СТАН", 99,98% ее акций принадлежит ООО "Инвескон", владельцами которого являются Сергей Недорослев (63%) и Максим Гущин (37%).
"СТАН" контролирует деятельность 12 российских компаний, восемь из которых напрямую связаны с разработкой и производством станков, при этом основные производственные активы группы (а это крупнейшие в отрасли предприятия) имеют заключение о подтверждении производства станков на территории России.
Всего, по данным Минпромторга, выдано 16 действующих на сегодняшний момент заключений, из них 12 — предприятиям группы "СТАН". При этом в министерстве не скрывают, что именно эта компания "нацелена на развитие компетенций в качестве ведущего поставщика предприятий ОПК".
Проблемой озаботились и в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). В начале недели состоялось очередное заседание комиссии РСПП по оборонно–промышленному комплексу, на котором была принята резолюция по поводу постановления №719. В ней говорится, что, если какие–либо комплектующие вообще не производятся в России, их следует исключить из требований к локализации конечного оборудования. Что касается ЧПУ, предложено считать российскими те отечественные предприятия, которые разрабатывают аппаратную и программную части, независимо от того, из компонентов какого происхождения они сделаны.
Один из участников заседания комиссии рассказал "ДП", что реакцию на резолюцию от профильного министерства можно ожидать в I квартале будущего года.
Мы в постсоветское время утратили станкостроение. Но сейчас в стране появился целый ряд точек роста в этой отрасли. Петербург — в том числе. Что касается радиоэлектронного оборудования, то мы не умеем делать станки, но делаем шикарные ЧПУ — «мозги» для станков. Их покупают и ставят на импортные станки. Балтийская промышленная компания производит интересное оборудование. Вопрос — в стимулировании его покупки. Все государственные меры поддержки будут заточены на рост спроса на отечественные станки. Так, по городской программе мы субсидируем приобретение станков в лизинг: 50% стоимости иностранного оборудования и 80% отечественного. В станке может быть до 10 тыс. элементов. И практически невозможно в отношении каждого доказать, что он отечественного производства. Скорее всего, механизм будет таким: необходимо аттестовывать производителя определенных элементов как отечественного и смотреть отдельно каждый крупный элемент в станке. Вопрос сложный, но вектор движения правильный. Уверен, что станкостроение должно быть одним из приоритетов промышленной политики.
Максим Мейксин
председатель комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга