Сушка по–корейски. Южнокорейская Gaia вышла на российский рынок переработки отходов

Автор фото: Архив "ДП"
Генеральный директор ООО "Гайа" Йоанна Добкович

Южнокорейская компания Gaia хочет создать российский рынок печей для переработки отходов в биомассу, начав с Петербурга. В Корее рынок достигает десятков миллионов долларов, но в России покупателей почти нет.

Gaia Corporation (Южная Корея) около 7 лет продает оборудование для выпаривания органических отходов. За год компания реализует 10–15 подобных установок суточной мощностью от 15 кг до 200 тонн. Выручка от продаж в среднем составляет $10 млн в год, если верить отчетности.
В России первый дилер — ООО "Гайа" — появился этой осенью в Петербурге. Клиентам пока предлагаются типовые установки мощностью от 50 кг до 1 тонны стоимостью от 1,8 млн до 5 млн рублей.
Центральный элемент установки — барабан, перемалывающий загруженную массу под воздействием высоких температур.
Установка, уверяют дилеры, позволяет сокращать объем отходов на 90%. Получается готовый сухой биокомпост, который теоретически можно использовать как удобрение или ингредиент комбикорма. Окупаемость одной установки — от 3 лет. Потребление электричества — до 0,8 кВт на 1 кг отходов. Есть установки, которые могут работать на газе или биотопливе. "Гайа" уже нашла реализаторов готовой биомассы — в Москве.
"Российское законодательство вынуждает каждого самостоятельно решать, как ему утилизировать свои отходы. Рынок сбыта есть, а рынка устройств по переработке фактически нет", — говорит гендиректор ООО "Гайа" Йоанна Добкович. Она отмечает, что знакомство с петербургским рынком началось с ул. Рубинштейна: "Там остатки еды из ресторанов сваливают в большой общий мусорный короб, это ужасно".
"Гайа" ведет переговоры с ресторанами Леонида Цоя, несколькими отелями (например, "Гранд Отель Европа" и So Sofitel), рыбоперерабатывающими заводами в Пушкине и Павловске, мясоперерабатывающим производством в Кингисеппе. Договоры на поставку оборудования пока не заключены.
Крупными клиентами головной корейской компании являются ретейлеры и владельцы жилья.
В Европе Gaia работает, например, с французским Auchan. В Петербурге дилеры ведут переговоры с "Х5 Retail Group".
"Наши специалисты запросили информацию о данных установках, но пока не получили ее и не ознакомились с ней", — говорят в Х5.
Ретейлеры помельче изучают предложение. "Оно актуальное — учитывая драконовские тарифы на вывоз отходов, которые нам всем обещают с января, — говорит представитель торгового дома "Реалъ" Игорь Янковский. — Однако сначала стоит проверить выгоду".
С представителями управляющих компаний жилых домов "Гайа" не общалась.
"В Корее не как в России, в жилых домах мусор сразу разделяют на пять–шесть фракций, — говорят дилеры. — Неудивительно: на 110 тыс. м2 живет 51 млн человек, которым 7 лет назад запретили выбрасывать хоть что–либо в море".

Мусор на прожарку

В ГУП "МПБО–2" говорят, что оборудование им интересно, и собираются знакомиться с его возможностями. Представители "Гайа" уже приезжали на МПБО и брали пробы отходов. Завод переработки с 1970–х годов превращает коммунальные отходы в биомассу. Заявленная мощность МПБО — 450 тыс. тонн в год. "Гайа" готова продать ГУП установки ежедневной мощностью 200 т, которые по отдельности стоят $5 млн.
"Теоретически наладить такую переработку возможно, — говорит руководитель крупной частной компании, обрабатывающей отходы. — Но сколько раз уже появлялись предложения наладить высушку — до сих пор не пошло".
Сейчас в России работают дилеры еще одного иностранного производителя, индийской SmartCara. Московское ООО "Торговый дом СЭТ" предлагает установки предельной мощностью до 15 тонн. Однако в "Торговом доме" больше рассчитывают не на крупные промышленные объекты, а на решения для малого бизнеса и частного жилья.
Оценить вероятные объемы российского рынка установок дилеры пока не решаются: "Речь идет о миллиардах, но заработать будет трудно, учитывая сложившиеся привычки производителей отходов".