Наши сети притащили продавца. Российский интернет — социальный проект или коммерческая площадка?

Автор фото: ТАСС
Интернет давно уже перестал быть заповедником для эскапистов или фанатов высоких технологий. Сегодня подключенный к сети компьютер является такой же частью домашнего быта, как телевизор или стиральная машина. А проникновение интернета — фактор, непосредственно влияющий как на бизнес–стратегии, так и на развитие проекта "цифрового государства". "ДП" разбирался в том, как и для чего россияне сегодня пользуются глобальной сетью.

Невидимая рука не справилась

Согласно данным Росстата, по состоянию на конец 2017 года интернетом в России пользовалось 78,5% населения старше 15 лет. Данные проводившихся в 2018–м различных соцопросов показывают, что количество пользователей продолжает расти (уже более 80%). Правда, почти каждый десятый выходит в интернет только в случае крайней необходимости, пару–тройку раз в год. Эксперты полагают, что такой уровень проникновения интернета — показатель однозначно хороший. Главной проблемой же единодушно считают большое количество удаленных небольших населенных пунктов.
"Федеральным провайдерам интернета, которые все сегодня принадлежат операторам связи (фиксированной или мобильной), невыгодно проводить в такие населенные пункты широкополосный интернет. Поэтому доступ к сети остается там дорогим, а население, напротив, как правило, является не очень обеспеченным. Поскольку невидимая рука рынка не работает, ее роль на себя берет государство, которое понуждает операторов обеспечивать там широкополосный доступ. Таким образом, распространение сети является не столько коммерческим, сколько социальным проектом", — считает аналитик ГК "ФИНАМ" Леонид Делицын.
Кроме того, очевидным барьером для принятия современных технологий является возраст. "В совокупности с ослаблением стимулов и ресурсов для учебы низкие доходы превращают жизнь пожилых людей в тихое выживание традиционными методами благодаря, например, огороду. Фитоняшки, видеоблогеры и многопользовательские игры не помогут пожилым людям ни заново построить карьеру, ни найти утешение или опору, поэтому острой надобности в интернет–услугах у них и не возникает", — констатирует Леонид Делицын.

Виртуальные витрины

Список регионов с самым глубоким проникновением интернета возглавляет Ямало–Ненецкий автономный округ (96,6% населения старше 15 лет). Далее следуют Чукотка и Ханты–Мансийский АО (по 91,2%), Татарстан (89,6%). Представителей СЗФО в десятке сразу три — это Санкт–Петербург (87,5%), Мурманская область (85%) и Ненецкий АО (84,5%). Петербург при этом парадоксальным образом обгоняет Москву (86,4%), но отстает от Московской области (89,2%).
Интересно, что с рейтингом регионов, где население активнее всего использует интернет для заказа товаров или услуг, список лидеров по проникновению совпадает лишь наполовину. Москва по покупкам онлайн опережает и Петербург, и Подмосковье, но проигрывает северным регионам (все тем же Ямало–Ненецкому и Ханты–Мансийскому АО), а также Сибири (Республика Алтай) и Дальнему Востоку (Камчатка).
"Жители крупных городов всегда имеют возможность выбрать и купить какую–то вещь и в офлайне, и в онлайне. Жители географически отдаленных регионов, к которым как раз относятся ЯНАО, ХМАО, Алтай, Камчатка, зачастую не могут приобрести нужное из–за отсутствия магазина рядом или нужного товара как такового. То есть финансы для покупки товаров есть, а возможностей — нет, поэтому онлайн–торговля для таких покупателей более важна", — поясняет инвестиционный менеджер Фонда развития интернет–инициатив Павел Никонов.
Но и физически дойдя до магазина, житель отдаленных регионов зачастую совершает покупку онлайн. Держать большие склады в глубинке компаниям невыгодно, и они работают по принципу "виртуальной полки". То есть покупатель при помощи продавца выбирает товар на сайте, заказывает, оплачивает его онлайн или в кассе магазина и ждет доставки. Такие "гибридные продажи" сильно влияют на статистику.

Чиновники онлайн

Государственными и муниципальными услугами с помощью интернета россияне в среднем пользуются значительно чаще, чем совершают покупки онлайн: 64,3% против 26,9%. И тут, что характерно, ни один регион Северо–Запада в десятку не попадает. По данным за 2017 год, возглавляет рейтинг по реализации "цифрового государства" Московская область (86,2%). А наиболее близко к ней подобрались вездесущий Ямало–Ненецкий АО (86,1%), Красноярский край (80,4%) и Республика Тыва (78,8%). Столицы в десятке тоже нет — только 69,7% москвичей пользовались государственными или муниципальными услугами через онлайн–сервисы. Петербуржцы еще консервативнее — 58,6%. А самой "цифровизированной" в СЗФО оказалась Архангельская область — 66,2%.
Очень популярными услугами являются медицина и здравоохранение (очевидно, повсеместное внедрение электронной записи на прием к врачу в поликлиниках все же дает плоды), налоги и сборы (россияне стали внимательнее отслеживать свои долги, чтобы вдруг не оказаться невыездными), а также сервисы МВД и ГИБДД (очевидно, по той же причине).
Значительная часть контактов с государством осуществляется через портал "Госуслуги", работу которого в правительстве считают весьма удовлетворительной. В 2017 году количество посещений портала достигло 435 млн. В среднем ежедневно туда заходили 1,2 млн пользователей. Через портал было оказано 1,3 млрд услуг, что в 3 раза больше, чем годом ранее.
"Аудитория госуслуг становится преимущественно мобильной. При этом количество пользователей приложения растет быстрее, чем число пользователей самого портала", — комментировал эту статистику заместитель директора Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России Александр Павлович.

Погоня за триллионом

Что касается развития бизнеса в интернете, то здесь дела пока что не так хороши, как может показаться. Как ни удивительно, по данным официальной статистики, до сих пор порядка 10% российских предприятий не пользуются интернетом.
Достоверные данные по масштабам интернет–торговли в дефиците. Существует несколько отличающихся экспертных оценок. Так, Ассоциация компаний интернет–торговли подсчитала, что в 2017 году объем рынка составил 1 трлн 40 млрд рублей и рост замедляется от года к году, хотя в 2018 году все же достигнет 1,25 трлн рублей. Аналитическая компания Data Insight в своем отчете оценивает внутрироссийские обороты 2017 года скромнее — 945 млрд рублей. Но прогнозирует в 2018–м рост на 18%, до 1,115 трлн рублей.
Развитие электронной коммерции стимулирует то, что для нее не слишком существен географический фактор. Под данным Фонда развития интернет–инициатив, примерно половина заявок на участие в их инвестиционной программе поступает из регионов. После Москвы и Петербурга самыми активными по количеству заявок являются Республика Татарстан, Свердловская, Новосибирская и Ростовская области. А по объему привлеченных средств после двух столиц следуют Пермский край, Новосибирская и Воронежская области. За 4 года существования фонда в петербургские стартапы было проинвестировано около 600 млн рублей.