Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: "Мобильные операторы меняют поведение потребителей"

Автор фото: ТАСС

Каково значение мобильного интернета для российских потребителей? Как его развивают операторы и что считать самыми перспективными направлениями развития? Комментирует ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

В России все хорошо с проникновением интернета?

— Статистика — вещь лукавая. Нужно отталкиваться не от показателя проникновения как такового, а от количества тех, кому интернет действительно нужен и доступен. Имеет смысл исключить из подсчетов категорию "80+" и детей младше 5 лет. Еще несколько лет назад эта граница была выше. Но сегодня дети научились пользоваться голосовыми подсказками. Они еще не умеют писать, но уже знают, что такое YouTube, могут сказать: "Покажи мне Лунтика", и, по сути, являются полноценными пользователями интернета. С этой точки зрения мы сегодня практически на отметке 96%. Может, и не впереди планеты всей, но у нас с интернетом действительно все хорошо.
Проблемы есть в труднодоступных регионах Севера. Там для некоторых народностей, которые до сих пор не ведут оседлый образ жизни, доступен только спутниковый интернет. Он дорогой, очень медленный. Весьма условно можно сказать, что он есть.

Мобильный интернет уже победил провода? Или конкуренция продолжается?

— Буквально на днях компания Ericsson выпустила свое ежегодное исследование о том, кто как в мире пользуется мобильным интернетом. Средний европеец потребляет 5–6 гигабайт трафика в месяц со смартфона. В силу ряда причин российский абонент потребляет больше. Если брать "среднее по больнице", то будет около 12 гигабайт в месяц. Везде, где люди находятся вне дома, офиса или места учебы достаточно длительное время, они начинают более активно пользоваться мобильным интернетом. По проникновению он в России уже обогнал проводной. По объему передаваемых данных — тоже. Хотя в Европе этого еще не произошло.
Но все это касается городов с населением 500 тыс. человек и выше. В тех, что поменьше, тяготеют к европейской модели, когда мало трафика передается по мобильной сети, но активно используется Wi–Fi. Наша "большая четверка" операторов прекрасно это осознает. Если вы посмотрите тарифные планы для небольших городов, они вполне отражают данную динамику. Происходит определенное расслоение. Тот план, который в Петербурге — 500 рублей, в небольшом городе может стоить около 150. Это своеобразная дотация со стороны оператора, направленная на то, чтобы поменять поведение потребителя. Они приучают людей к тому, что мобильный интернет — это удобно и недорого, пользуйтесь на здоровье. Заодно загружают свои сети, но самое главное — меняют восприятие того, что можно делать с телефона.

Каковы основные направления развития интернета у нас в стране?

— Интернет вещей растет не очень быстро, но растет. Сегодня это примерно 15 млн sim–карт. По устройствам считать тяжело, так как на одну sim–карту приходится, как правило, несколько датчиков и устройств. Процентов на семьдесят это все еще b2b–сегмент. Потребитель пока не распробовал. Основным драйвером является компания Xiaomi, которая официально большую часть "умных вещей" в Россию не поставляет.

А мобильные сети нового поколения?

— 5G — далеко и дорого. Так что самое актуальное — это то, что через пару лет будут отключаться сети 3G. Уже года два операторы их не развивают, потому что нет смысла. Происходит так называемый реформинг, и они будут переходить в 4G. Будет больше скорость, лучше наполненность сети.