Ноябрьские заморозки. Выведет ли фиксация оптовых цен топливную отрасль из кризиса

Автор фото: Сергей Ермохин

Топливный рынок уже месяц живет в новых условиях. Но эксперты уверены: фиксация цен в опте не выведет отрасль из кризиса.

За последние 2 месяца цена на нефть упала более чем на 25%. Если следовать старой логике, когда при росте стоимости нефти цены на топливо в России росли, сейчас, при отрицательной динамике цен на сырье, бензин и дизель, казалось бы, должны дешеветь. Но заметных изменений нет. Биржевые индексы остаются примерно на том же уровне, что раньше.
Единственное, что меняется, — падает нетбэк (экспортная цена за вычетом транспортных расходов и пошлины), делая экспорт менее прибыльным, чем внутренние продажи. Впрочем, избытка топлива внутри страны участники рынка не отмечают. И бизнес, и аналитики в один голос заявляют: топливный кризис не закончился, а правительственные меры лишь усложняют положение дел на рынке.
Главное событие ноября на рынке — договоренность между правительством и нефтяными компаниями о фиксации цен в опте, чтобы остановить рост цен на АЗС. До конца года стоимость бензина и дизеля должна будет держаться на уровне конца мая.
"Можно уверенно утверждать, что соглашение оказало стабилизирующее влияние на рынок. Средние цены на розничном рынке, как на бирже, почти не изменились. Сети АЗС нефтяных холдингов держат цену, а независимым приходится соответствовать, чтобы не потерять клиентуру", — отмечает эксперт–аналитик АО "ФИНАМ" Алексей Калачев.
Незначительное повышение будет возможно лишь с начала следующего года — в связи с увеличением НДС и акцизов, а затем не выше прогнозируемой инфляции, то есть в пределах 4–5%. Эти правила должны будут действовать до 31 марта 2019 года, и дальнейшие действия правительства уже будут зависеть от состояния рынка к тому моменту.

Лишний сегмент

Главной жертвой введения фиксированных цен считают себя поставщики топлива в опте.
"Мы стали убыточным звеном. Притом что теперь мелкий опт регулируется, стоимость топлива на заводах такому контролю не подвергается. В результате кризис просто перешел с одного места на другое", — рассказал "ДП" участник оптового рынка, пожелавший остаться неназванным.
Как рассказывает еще один трейдер, крупнейшие нефтяные компании целенаправленно прикладывают усилия для расчистки рынка. "Они хотят избавиться от посредников, потому что рост стоимости топлива частично был связан с манипулированием ценами с их стороны", — говорит он. На рынке также обсуждается инициатива ограничить участие в биржевых торгах в роли продавцов компаний, не являющихся производителями нефтепродуктов. Эта мера должна минимизировать влияние сторонних игроков на ценообразование. "Речь о том, чтобы трейдеры не выступали продавцами. Но как это будет работать — непонятно", — рассказал исполнительный директор компании "Ростехразвитие" Вадим Фомин. О том, что необходимость в трейдерах на рынке есть, говорят независимые операторы АЗС. Далеко не все клиенты готовы к покупке топлива с предоплатой, как этого требуют крупные нефтяные компании. "Мы докредитовываем ту долю клиентов, которую недокредитовывают банки. Продаем тем, кому недопродают нефтяные компании", — отмечает гендиректор трейдерской компании "Уфаойл" Ринат Фаттахов. По его словам, из–за того что заработок у операторов АЗС и других потребителей топлива падает, наблюдается ухудшение их платежеспособности и сокращение кредитных лимитов.
Впрочем, как заявил после совещания вице–премьера Дмитрия Козака с представителями независимых АЗС во вторник его пресс–секретарь Илья Джус, речь идет лишь о "тонкой наладке" работы трейдеров и брокеров в рамках единого рынка, а не об их изгнании с торгов.

Не до развития

Еще недавно независимые операторы АЗС жаловались на высокие цены в опте при сохранении низкой стоимости в рознице у конкурентов — сетей вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК).
Как отмечает президент Нефтяного клуба СПбОлег Ашихмин, по этой причине только за лето от независимых игроков к ВИНК перешли более 30% клиентов. Однако тогда у независимых АЗС была возможность поднять цены до такого уровня, который позволял бы не нести убытки с каждым клиентом.
Теперь этой возможности компании лишились. Налоговая и антимонопольная службы будут пристально следить за тем, чтобы независимые АЗС удерживали цены на нужном уровне. По поручению правительства РФ ведомства будут проводить внеплановые проверки для контроля цен в рознице. Особое внимание будет уделяться тем, у кого стоимость бензина и дизеля окажется выше оптовой более чем на 4% (около 1,5–2 рублей на литр). Как рассказал первый заместитель гендиректора ПТК Леонид Чурилов, такой наценки для ведения бизнеса недостаточно. "Маржа не покрывает текущие расходы. И это даже если не говорить об инвестициях, амортизации и многом другом. Чтобы рынок хоть как–то развивался, маржинальность должна составлять около 5–6 рублей на литр. Причем речь идет не о прибыли АЗС, а о разнице между ценами закупки и продажи на станции", — считает бизнесмен. По его словам, в нынешних условиях работы о развитии бизнеса говорить невозможно.
Чтобы вывести рынок из кризиса и добиться адекватных цен, по мнению президента Независимого топливного союза Павла Баженова, требуется целый комплекс мер. По его словам, для создания оптимальных условий нужно отменить акциз, либерализировать ценообразование и провести курс на демонополизацию рынка.
Сдвинуть проблему с мертвой точки, вероятно, сможет рабочая группа, которая будет создана при Минэнерго для разработки совместных предложений по развитию розничного рынка.
Сегодня есть все предпосылки, чтобы на бирже оптовая цена просела. Разница между нетбэком и стоимостью на внутреннем рынке уже превышает 8 тыс. рублей. В нормальной рыночной ситуации можно было бы активно поставлять товар на российский рынок и хорошо на этом зарабатывать. Но в условиях фиксации мелкооптовой цены этого не происходит. Более того, некоторые игроки в принципе не выходят на торги или совершают только адресные сделки. По сути, мы видим отыгрывание налоговых потерь, которые предусматривает налоговый маневр.
Григорий Баженов
глава аналитического центра Независимого топливного союза
Заморозка цен на моторные топлива, с точки зрения правительства, была необходима. Рынок достиг предельных значений, когда дальнейшее подорожание бензина повлекло бы за собой слишком высокие показатели инфляции, которые плохо бы смотрелись в отчетных данных за год. Однако весь абсурд ситуации в том, что рынок заморозили на пиковых значениях мировых нефтяных цен. Очевидно, что подобные решения не способны вывести рынок из кризиса. Существует вероятность дальнейшего государственного вмешательства, поэтому однозначно сказать, кто в итоге выиграет, кто проиграет и насколько долгосрочны будут принятые меры, практически невозможно.
Андрей Колпаков
эксперт Института народнохозяйственного прогнозирования РАН