Франшиза, или Кот в мешке. Советы будущим франчайзи

 

В международном сообществе принято считать франчайзинг одной из самых низкорисковых систем бизнеса. Это мнение основано на самом принципе франчайзинга — это передача права ведения бизнеса по проверенной временем успешной бизнес–модели. В России, согласно данным сервиса Wordstat, количество запросов на покупку франшизы в месяц составляет 29 606. На отечественном рынке франчайзинга количество предлагаемых к продаже франшиз измеряется тысячами, и в среде экспертов бытует мнение, что 80% этой массы — франшизы–пустышки, лжефраншизы. Основная причина их покупки и, как следствие, денежных потерь — отсутствие знаний о том, из каких компонентов состоит настоящая франшиза.
Перед покупкой необходимо собрать, проверить и проанализировать информацию о франшизе. Данных о франшизе, которые есть в каталоге, для принятия взвешенного решения о покупке недостаточно. Поэтому, выбрав подходящее предложение, нужно отправить запрос владельцу или продавцу франшизы и запросить следующие документы: франчайзинговый договор, список передаваемой информации, контакты действующих франчайзи.
Не доверяйте словам продавцов франшиз, лучше пообщайтесь с несколькими действующими франчайзи. Затем проверьте компанию — владельца франшизы, используя спецресурсы, а именно: узнайте, что говорят о ней контрагенты, является ли она добросовестным плательщиком установленных законодательством налогов, сборов и пошлин, не принято ли в ее отношении решение о ликвидации или о признании несостоятельной (банкротом) и другие.
Учтите, что бизнес–модель должна быть проверена временем. Хорошо, когда масштабируемому бизнесу более 3 лет. Не покупайте франшизу на бизнес, возраст которого менее года. Также у франшизы должен быть договор коммерческой концессии или лицензионный договор, которые по законодательству РФ подлежат регистрации в Роспатенте. Вариации по типу "договор об оказании услуг", "партнерское соглашение", "дилерский договор" говорят о том, что это не франшиза. Проверьте, зарегистрирован ли товарный знак в Роспатенте. Важно изучить финансовую модель франшизы. В ней должны быть отражены все предстоящие расходы на запуск, прогнозный план продаж, коэффициент сезонности, период окупаемости инвестиций, рентабельность бизнеса.
В завершение обязательно пообщайтесь с действующими франчайзи и посетите работающие точки владельца франшизы. Пообщайтесь с сотрудниками и клиентами.
Ирина Ищенко, эксперт по франчайзингу ООО "Эксперт–Консалтинг"